Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) успешно испытало свой новый искусственный интеллект, разрабатываемый в рамках проекта Air Combat Evolution (ACE). Алгоритмы позволяют управлять модифицированным реактивным истребителем F-16D, известным как X-62A VISTA (Variable In-flight Simulator Test Aircraft).
Большинство автономных летательных и космических аппаратов сегодня работают по принципу соблюдения определенных правил, то есть последовательностей, вшитых в их программный код. Отличие ACE заключается в использовании алгоритмов машинного обучения.
Подход основан на изучении исторических данных для принятия обоснованных решений как для настоящих, так и для будущих задач. Машинное обучение крайне эффективно для динамических меняющихся ситуаций.
Испытания ACE начались с воздушных боев на симуляторах. Восемь команд разработчиков соревновались друг с другом, используя множество различных алгоритмов, обучая и обрабатывая их. Модели осваивали тактику ведения воздушного боя в ходе бесчисленного количества имитаций.
После этого агенты сразились в пяти виртуальных боях с настоящими пилотами ВВС США. И выиграли их все.
Однако впереди их ждало куда более суровое испытание — переход из виртуальной среды в реальную. Дело в том, что симуляции все еще не хватает соответствия реальным условиям. Машины, управляющие реальным самолетом, могут сломать его, а также нанести настоящий ущерб объектам и инфраструктуре. Для решения этой задачи нужен был специальный самолет.
Им стал X-62A VISTA. Это необычный самолет. Во-первых, он разработан таким образом, что может имитировать поведение любого другого самолета. То есть фактически воздушное судно само по себе является симулятором. ИИ ACE передает VISTA команды так же, как передавал бы их имитационной модели.
С 2022 года агенты ИИ начали управлять траекторией полета настоящих самолетов. Их готовили заново каждый день. По ходу летных испытаний программное обеспечение меняли более 100 раз.
Итогом этой работы стал первый в истории воздушный бой между человеком и искусственным интеллектом, который состоялся на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии. X-62A столкнулся с F-16, управляемым живым пилотом. Самолеты продемонстрировали некоторые элементы воздушного боя, включая столкновение нос к носу и сближение на расстояние до 600 метров на скорости более 1900 км/ч.
DARPA не сообщает, какой самолет выиграл воздушный бой, но отмечает, что ИИ выполнил элементы с соблюдением всех правил безопасности, установленных ВВС США. На борту X-62A находились пилоты, которые могли экстренно отключить ИИ, но им ни разу не потребовалось воспользоваться этой возможностью.
X-62A является самолетом проекта ВВС США Skyborg. В рамках этого проекта планируется создать боевой самолет, в котором ИИ будет играть роль второго пилота.
Ранее «Мир робототехники» писал, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) представила умного помощника на основе генеративного искусственного интеллекта. Разработка получила имя S.A.R.A.H (Smart AI Resource Assistant for Health — интерактивный помощник по вопросам здоровья на основе искусственного интеллекта).