";123 Array
(
    [NAME] => Крепче за баранку держись, робот!
    [~NAME] => Крепче за баранку держись, робот!
    [TAGS] => наземные беспилотники, прогнозы, логистические, законы и решения
    [~TAGS] => наземные беспилотники, прогнозы, логистические, законы и решения
    [PREVIEW_TEXT] => 

Летом 2023 года российский рынок автомобильных грузовых перевозок изменился навсегда — по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, поехали беспилотные грузовики с коммерческими грузами. Говоря об этом событии на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости массового внедрения в России проектов с машинами-беспилотниками. Создание грузовой автомагистрали будущего стартовало еще в 2021 году, а завершить проект полностью планируют к 2024 году.

[~PREVIEW_TEXT] =>

Летом 2023 года российский рынок автомобильных грузовых перевозок изменился навсегда — по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, поехали беспилотные грузовики с коммерческими грузами. Говоря об этом событии на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости массового внедрения в России проектов с машинами-беспилотниками. Создание грузовой автомагистрали будущего стартовало еще в 2021 году, а завершить проект полностью планируют к 2024 году.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 234 [TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 109325 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2 [FILE_NAME] => kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => kamazik-krasnyj-m11-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 53f7bd10237247b2889413e12ce9cf36 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ALT] => Крепче за баранку держись, робот! [TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! ) [~PREVIEW_PICTURE] => 234 [DETAIL_TEXT] =>

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым из которых станет М-11, начался 2 июля 2021 года на ПМЭФ. Тогда Минтранс России подписал соглашение с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), концерном «Телематика» предприятиями «КАМАЗ», «Эвокарго», «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», НПО «СтарЛайн», X5 Group и другими. 

В ведомстве подсчитали, что использование беспилотников на М-11 к 2030 году увеличит с 60 до 75 км/ч коммерческую скорость доставки грузов в течение дня, более чем на 10% снизит себестоимость перевозки для логистических компаний и уменьшит количество аварий на 20%.

Программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке машин сэкономит примерно один литр топлива на 100 км пути, тем самым снизив выбросы углекислого газа примерно на 12%, снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. К 2030 году беспилотные магистрали должны обеспечить ежегодный рост российского ВВП на 2,4 млрд рублей.


Специально для тестирования беспилотных грузовиков на М-11 в конце 2022 года был введен экспериментальный правовой режим. Фактически, государство взяло на себя юридические риски, позволив разработчикам создавать дорогу будущего практически одновременно с принятием необходимых для ее работы нормативных актов и стандартов. Кстати, подобные режимы, разрешающие использование беспилотников для коммерческих грузоперевозок, будут действовать до 2026 года в 38 субъектах страны.

Кроме того, Минтранс России предложил установить льготные тарифы на перевозку грузов беспилотниками на 10% ниже рыночных. В ведомстве считают, что это привлечет грузоотправителей и станет стимулом для использования инновационного логистического коридора. Недополученные средства оператору беспилотной грузовой перевозки, которым на М-11 выступает «Инновационный центр “КАМАЗ”», возместят из федерального бюджета.

В штатном режиме беспилотники поедут по М-11 в 2024 году. До 2030 года в проект будут включены 19,5 тыс. км федеральных дорог. После обкатки технологий на М-11 беспилотные хабы создадут на участках международного транспортного маршрута Европа–Западный Китай: трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. 

И речь идет не просто о запуске беспилотных грузовиков. Для достижения всех показателей, о которых сказано выше, нужно создать целую инфраструктуру — цифровую трассу.


Дорога 2.0

Цифровая трасса, или умная автодорога — целый комплекс технологических решений, благодаря которым беспилотники взаимодействуют с инфраструктурой, а инфраструктура получает важную информацию от транспорта и систем мониторинга окружающей среды. Но для автомобиля, пусть и беспилотного, эта сложная система начинается, как и дороги прошлого, с карты. Только цифровой, разработкой которой для М-11 занимаются НПО «СтарЛайн» и «КАМАЗ».

1 июня сообщалось, что карта «СтарЛайн» готова на 95%. Для ее создания компания использовала специальный беспилотный грузовик Mercedes Actros, оснащенный GNSS-RTK-приемником — прибором, который при помощи метода кинематики в реальном времени (Real Time Kinematic, или RTK) позволяет с точностью до сантиметра определять место положения объекта.

Если говорить коротко, то суть метода заключается в приеме спутникового сигнала одновременно автомобилем и базовой станцией. Последняя фиксирует разницу в вычисленных и фактических данных и передает поправку на приборы в автомобиле. При этом можно работать как по радиоканалу, так и с помощью сетей мобильных операторов.


Кроме того, на борту грузовика разместили лидар, видеокамеры и инерциальные датчики. Последние могут позиционировать объект, определять его скорость, пройденный путь и курс в автономном режиме, то есть без внешних сигналов и ориентиров. При этом они защищены от помех.

На основе полученных данных «СтарЛайн» с помощью искусственного интеллекта создали цифровую карту, с помощью которой беспилотник сможет двигаться по заданному маршруту, самостоятельно выбирая полосу движения, скорость и учитывая предписания дорожных знаков.

Именно грузовик «СтарЛайн», правда без груза, совершил полный беспилотный проезд по трассе М-11 13 июня. На протяжении всего маршрута движение машины контролировали водители-испытатели, находящиеся в кабине. Представители «СтарЛайн» сообщили, что грузовик в ходе испытания двигался со скоростью 65 км/ч.

Карта — основа цифрового двойника трассы, который делает ФАУ «РОСДОРНИИ». Он нужен для тестирования технологий и репетиций разных дорожных ситуаций. Двойник охватит два пилотных участка трассы от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга общей протяженностью почти 610 км.

Двойник будет состоять из цифровой карты, о которой написано выше, мобильного приложения и центра управления. Но самая интересная его часть — сервисная V2X-платформа, которая как раз и обеспечит диалог автомобилей друг с другом и с инфраструктурой трассы. V2X (Vehicle-to-Everything, или автомобиль, подключенный ко всему) — это технология связи, которая использует два основных компонента оборудования: RSU (Roadside Unit, то есть оборудования, расположенное в фиксированных точках на дороге) и OBU (On-Board Unit, или оборудование, установленное непосредственно на автомобиле). RSU собирает данные о трафике и текущем состоянии дорожной инфраструктуры и передает их OBU. OBU, в свою очередь, обрабатывает данные от RSU, а также может передавать информацию как RSU, так и другим автомобилям. Это особенно полезно при ДТП.

Для передачи информации V2X-устройства используют предпочтительный для автотранспорта стандарт DSRC (Dedicated short-range communications, или выделенная связь ближнего действия), который обеспечивает соединение менее чем за 0,25 секунды и передачу данных на скоростях до 100 мб/с на расстоянии до 1 км. При этом автомобиль может двигаться со скоростью до 250 км/ч.

За создание сервисной платформы отвечает концерн «Телематика». Кстати, в июле 2022 года концерн провел испытания российского бортового устройства V2X на участке ПК-3 ЦКАД. В ходе эксперимента устройство протестировали в самых разных ситуациях: аварии, появление на трассе людей, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкое покрытие и так далее. По данным «Телематики», их бортовое устройство прошло сертификацию и получило все необходимые декларации соответствия.

Концерн «Телематика» предоставляет для М-11 комплексную автоматическую систему управления дорожным движением, которая уже используется на ЦКАД. В нее входит целый набор аппаратуры: детекторы плотности потока и скорости машин, автоматические метеостанции, видеокамеры, системами весогабаритного контроля и элементами информирования водителей. Отдельно стоит сказать о системе free flow (свободный поток) — оплате проезда по трассе без очередей и шлагбаумов с помощью мобильного приложения или транспондера.

Все это — как раз то самое RSU-оборудование, которое общается с автомобилями через технологии V2X. В частности, благодаря его использованию на ЦКАД за два года удалось предотвратить более 9 тысяч потенциальных ДТП.

Движение беспилотников по М-11 будет осуществляться в формате «хаб-хаб» для того, чтобы исключить заезд этих грузовиков в город. Такие хабы будут созданы в Химках и Шушарах. Кроме того, планируется строительство обхода в районе Твери, чтобы беспилотные фуры не заезжали на реконструированный участок трассы М-10. До конца сентября должны быть организованы места парковки и маневрирования беспилотников и ремонтные боксы. За создание этой инфраструктуры отвечает «Автодор». Он же станет оператором проекта.


Кибертяжеловесы

Пока «Автодор» и другие компании занимаются подготовкой трассы, продолжается и создание самих беспилотных грузовиков. Один из главных игроков на этом поле — «КАМАЗ». Изначально было неизвестно, какая конкретно модель отправится в первый рейс. По заявлениям самой компании, в беспилотник можно превратить почти любую машину из всей линейки. Однако изначально планировалось использовать КАМАЗ-54901 пятого поколения, или его преемника шестого поколения КАМАЗ-54907.

КАМАЗ-54901 пятого поколения — магистральный седельный тягач (в простонародье фура), который начали серийно производить в феврале 2023 года. Он оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-910 объемом 12 л и мощностью 450 л.с. Грузовик может перевозить около 34 тонн.


Автомобиль оснастили системой автономного управления класса 3+ — компьютер может контролировать руление и торможение. То есть внутри должен находиться техник, готовый в любой момент перехватить управление грузовиком. Полностью отказаться от водителя «КАМАЗ» планирует к 2025 году, когда будет достроен обход трассы вокруг Твери.

КАМАЗ-54907 «Континент» — также магистральный седельный тягач с тем же 910-м двигателем, правда с пониженным расходом топлива — менее 25 л на 100 км (у 54901 — около 30 л). Однако к дизельной силовой установке добавился электродвигатель, на котором грузовик может проехать несколько десятков километров. Кроме того, в отличие от 54901, новая версия рассчитана только под одного водителя. А так как водитель не может непрерывно находиться за рулем более 4,5 часа, то «Континент» становится идеальным кандидатом в беспилотники класса 4 и выше, то есть сможет функционировать без участия человека как минимум на умной трассе.


Однако некоторые эксперты считали, что на М-11 выйдет КАМАЗ 43083 проекта «Одиссей». Беспилотная версия этой машины прошла успешные испытания в Ямало-Ненецком автономном округе: в течение нескольких месяцев КАМАЗы перевозили грузы по 140-километровому зимнику от автономного нефтепромысла на Восточно-Мессояхском месторождении к поселку Тазовскому.

По данным производителя, на «Одиссее» установлены радары, лидары, видеокамеры и сонары. Беспилотник может определять свое положение в пространстве с погрешностью не более 3-5 см. Он оснащен промышленным Wi-Fi, 4G и 3G-ресиверами и специальным УКВ-передатчиком в качестве экстренного канала связи. Важно отметить, что в ЯНАО два беспилотных КАМАЗа работали без человека в кабине — роботами удаленно управляли контролеры-операторы.


В итоге первыми по М-11 проехали четыре беспилотных магистральных тягача КАМАЗ-54901. Эти машины обладают классом автономности 4 — им требуется помощь водителя только в незнакомой для бортового компьютера местности. В Минтрансе России отметили, что к грузоперевозкам допустили автомобили, которые прошли проверку в лаборатории ФГКП «НАМИ» на соответствие требованиям безопасности и были зарегистрированы в МВД как беспилотные. В настоящий момент всем критериям соответствуют только грузовики «КАМАЗа».

Машины «КАМАЗа», несмотря на все цифровые навороты, внешне — привычные взгляду грузовики. Но для М-11 готовят не только такие «классические» авто. Второй крупный участник проекта — компания «ЭвоКарго» — делает беспилотные грузовые платформы вообще без кабины.


Самый известный проект разработчиков — EVO.1. Это беспилотная платформа, предназначенная для работы в хабах. Она может перевозить до 2 тонн груза на полностью электрической силовой установке. Запас хода от зарядки до зарядки составляет около 200 км, а максимальная скорость EVO.1 — 25 км/ч. Автопилот аппарата может работать в широком диапазоне погодных условий и условий освещения. При этом «ЭвоКарго» предлагает и собственную систему управления флотом беспилотников, которая позволяет формировать заказы на перевозку грузов, следить за работой машин, их скоростью, состоянием всех подсистем, логами событий и ошибок в реальном времени.

Но EVO.1 — маленький трудяга для складов, разгрузочных площадок, логистических центров и так далее. Возить грузы от хаба к хабу будет EVO.3 — 6-метровая платформа грузоподъемностью в 21 тонну. Под капотом у этого беспилотника электрический и водородный двигатели. Суммарно силовые установки дают EVO.3 возможность без дозаправки преодолеть расстояние в 1 тысячу км. Кстати, «ЭвоКарго» разработали и собственную автономную систему заправки автомобилей как электроэнергией, так и водородным топливом. Других подробностей о беспилотнике, к сожалению, нет.


Компании «СтарЛайн» и «СебрАвтоТех» предоставят для проекта грузовики сторонних производителей, включая уже упоминавшийся Mercedes Actros (у «СтарЛайна» таких два), оснащенные беспилотными системами их собственной разработки. По сути, это серийные грузовики, оснащенные лидарами, радарами, инерциальными датчиками и видеокамерами. С 2020 года «СебрАвтоТех» испытывала серийные легковые автомобили с собственными системами автономного управления в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании, скорость реакции роботизированной системы в 5 раз выше, чем у самого опытного водителя. Система использует картографию популярного сервиса 2ГИС.

Грузовики «СебрАвтоТеха» скорее всего станут следующими покорителями трассы М-11 — они также, как и машины «КАМАЗа», прошли сертификацию в НАМИ.


[~DETAIL_TEXT] =>

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым из которых станет М-11, начался 2 июля 2021 года на ПМЭФ. Тогда Минтранс России подписал соглашение с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), концерном «Телематика» предприятиями «КАМАЗ», «Эвокарго», «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», НПО «СтарЛайн», X5 Group и другими. 

В ведомстве подсчитали, что использование беспилотников на М-11 к 2030 году увеличит с 60 до 75 км/ч коммерческую скорость доставки грузов в течение дня, более чем на 10% снизит себестоимость перевозки для логистических компаний и уменьшит количество аварий на 20%.

Программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке машин сэкономит примерно один литр топлива на 100 км пути, тем самым снизив выбросы углекислого газа примерно на 12%, снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. К 2030 году беспилотные магистрали должны обеспечить ежегодный рост российского ВВП на 2,4 млрд рублей.


Специально для тестирования беспилотных грузовиков на М-11 в конце 2022 года был введен экспериментальный правовой режим. Фактически, государство взяло на себя юридические риски, позволив разработчикам создавать дорогу будущего практически одновременно с принятием необходимых для ее работы нормативных актов и стандартов. Кстати, подобные режимы, разрешающие использование беспилотников для коммерческих грузоперевозок, будут действовать до 2026 года в 38 субъектах страны.

Кроме того, Минтранс России предложил установить льготные тарифы на перевозку грузов беспилотниками на 10% ниже рыночных. В ведомстве считают, что это привлечет грузоотправителей и станет стимулом для использования инновационного логистического коридора. Недополученные средства оператору беспилотной грузовой перевозки, которым на М-11 выступает «Инновационный центр “КАМАЗ”», возместят из федерального бюджета.

В штатном режиме беспилотники поедут по М-11 в 2024 году. До 2030 года в проект будут включены 19,5 тыс. км федеральных дорог. После обкатки технологий на М-11 беспилотные хабы создадут на участках международного транспортного маршрута Европа–Западный Китай: трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. 

И речь идет не просто о запуске беспилотных грузовиков. Для достижения всех показателей, о которых сказано выше, нужно создать целую инфраструктуру — цифровую трассу.


Дорога 2.0

Цифровая трасса, или умная автодорога — целый комплекс технологических решений, благодаря которым беспилотники взаимодействуют с инфраструктурой, а инфраструктура получает важную информацию от транспорта и систем мониторинга окружающей среды. Но для автомобиля, пусть и беспилотного, эта сложная система начинается, как и дороги прошлого, с карты. Только цифровой, разработкой которой для М-11 занимаются НПО «СтарЛайн» и «КАМАЗ».

1 июня сообщалось, что карта «СтарЛайн» готова на 95%. Для ее создания компания использовала специальный беспилотный грузовик Mercedes Actros, оснащенный GNSS-RTK-приемником — прибором, который при помощи метода кинематики в реальном времени (Real Time Kinematic, или RTK) позволяет с точностью до сантиметра определять место положения объекта.

Если говорить коротко, то суть метода заключается в приеме спутникового сигнала одновременно автомобилем и базовой станцией. Последняя фиксирует разницу в вычисленных и фактических данных и передает поправку на приборы в автомобиле. При этом можно работать как по радиоканалу, так и с помощью сетей мобильных операторов.


Кроме того, на борту грузовика разместили лидар, видеокамеры и инерциальные датчики. Последние могут позиционировать объект, определять его скорость, пройденный путь и курс в автономном режиме, то есть без внешних сигналов и ориентиров. При этом они защищены от помех.

На основе полученных данных «СтарЛайн» с помощью искусственного интеллекта создали цифровую карту, с помощью которой беспилотник сможет двигаться по заданному маршруту, самостоятельно выбирая полосу движения, скорость и учитывая предписания дорожных знаков.

Именно грузовик «СтарЛайн», правда без груза, совершил полный беспилотный проезд по трассе М-11 13 июня. На протяжении всего маршрута движение машины контролировали водители-испытатели, находящиеся в кабине. Представители «СтарЛайн» сообщили, что грузовик в ходе испытания двигался со скоростью 65 км/ч.

Карта — основа цифрового двойника трассы, который делает ФАУ «РОСДОРНИИ». Он нужен для тестирования технологий и репетиций разных дорожных ситуаций. Двойник охватит два пилотных участка трассы от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга общей протяженностью почти 610 км.

Двойник будет состоять из цифровой карты, о которой написано выше, мобильного приложения и центра управления. Но самая интересная его часть — сервисная V2X-платформа, которая как раз и обеспечит диалог автомобилей друг с другом и с инфраструктурой трассы. V2X (Vehicle-to-Everything, или автомобиль, подключенный ко всему) — это технология связи, которая использует два основных компонента оборудования: RSU (Roadside Unit, то есть оборудования, расположенное в фиксированных точках на дороге) и OBU (On-Board Unit, или оборудование, установленное непосредственно на автомобиле). RSU собирает данные о трафике и текущем состоянии дорожной инфраструктуры и передает их OBU. OBU, в свою очередь, обрабатывает данные от RSU, а также может передавать информацию как RSU, так и другим автомобилям. Это особенно полезно при ДТП.

Для передачи информации V2X-устройства используют предпочтительный для автотранспорта стандарт DSRC (Dedicated short-range communications, или выделенная связь ближнего действия), который обеспечивает соединение менее чем за 0,25 секунды и передачу данных на скоростях до 100 мб/с на расстоянии до 1 км. При этом автомобиль может двигаться со скоростью до 250 км/ч.

За создание сервисной платформы отвечает концерн «Телематика». Кстати, в июле 2022 года концерн провел испытания российского бортового устройства V2X на участке ПК-3 ЦКАД. В ходе эксперимента устройство протестировали в самых разных ситуациях: аварии, появление на трассе людей, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкое покрытие и так далее. По данным «Телематики», их бортовое устройство прошло сертификацию и получило все необходимые декларации соответствия.

Концерн «Телематика» предоставляет для М-11 комплексную автоматическую систему управления дорожным движением, которая уже используется на ЦКАД. В нее входит целый набор аппаратуры: детекторы плотности потока и скорости машин, автоматические метеостанции, видеокамеры, системами весогабаритного контроля и элементами информирования водителей. Отдельно стоит сказать о системе free flow (свободный поток) — оплате проезда по трассе без очередей и шлагбаумов с помощью мобильного приложения или транспондера.

Все это — как раз то самое RSU-оборудование, которое общается с автомобилями через технологии V2X. В частности, благодаря его использованию на ЦКАД за два года удалось предотвратить более 9 тысяч потенциальных ДТП.

Движение беспилотников по М-11 будет осуществляться в формате «хаб-хаб» для того, чтобы исключить заезд этих грузовиков в город. Такие хабы будут созданы в Химках и Шушарах. Кроме того, планируется строительство обхода в районе Твери, чтобы беспилотные фуры не заезжали на реконструированный участок трассы М-10. До конца сентября должны быть организованы места парковки и маневрирования беспилотников и ремонтные боксы. За создание этой инфраструктуры отвечает «Автодор». Он же станет оператором проекта.


Кибертяжеловесы

Пока «Автодор» и другие компании занимаются подготовкой трассы, продолжается и создание самих беспилотных грузовиков. Один из главных игроков на этом поле — «КАМАЗ». Изначально было неизвестно, какая конкретно модель отправится в первый рейс. По заявлениям самой компании, в беспилотник можно превратить почти любую машину из всей линейки. Однако изначально планировалось использовать КАМАЗ-54901 пятого поколения, или его преемника шестого поколения КАМАЗ-54907.

КАМАЗ-54901 пятого поколения — магистральный седельный тягач (в простонародье фура), который начали серийно производить в феврале 2023 года. Он оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-910 объемом 12 л и мощностью 450 л.с. Грузовик может перевозить около 34 тонн.


Автомобиль оснастили системой автономного управления класса 3+ — компьютер может контролировать руление и торможение. То есть внутри должен находиться техник, готовый в любой момент перехватить управление грузовиком. Полностью отказаться от водителя «КАМАЗ» планирует к 2025 году, когда будет достроен обход трассы вокруг Твери.

КАМАЗ-54907 «Континент» — также магистральный седельный тягач с тем же 910-м двигателем, правда с пониженным расходом топлива — менее 25 л на 100 км (у 54901 — около 30 л). Однако к дизельной силовой установке добавился электродвигатель, на котором грузовик может проехать несколько десятков километров. Кроме того, в отличие от 54901, новая версия рассчитана только под одного водителя. А так как водитель не может непрерывно находиться за рулем более 4,5 часа, то «Континент» становится идеальным кандидатом в беспилотники класса 4 и выше, то есть сможет функционировать без участия человека как минимум на умной трассе.


Однако некоторые эксперты считали, что на М-11 выйдет КАМАЗ 43083 проекта «Одиссей». Беспилотная версия этой машины прошла успешные испытания в Ямало-Ненецком автономном округе: в течение нескольких месяцев КАМАЗы перевозили грузы по 140-километровому зимнику от автономного нефтепромысла на Восточно-Мессояхском месторождении к поселку Тазовскому.

По данным производителя, на «Одиссее» установлены радары, лидары, видеокамеры и сонары. Беспилотник может определять свое положение в пространстве с погрешностью не более 3-5 см. Он оснащен промышленным Wi-Fi, 4G и 3G-ресиверами и специальным УКВ-передатчиком в качестве экстренного канала связи. Важно отметить, что в ЯНАО два беспилотных КАМАЗа работали без человека в кабине — роботами удаленно управляли контролеры-операторы.


В итоге первыми по М-11 проехали четыре беспилотных магистральных тягача КАМАЗ-54901. Эти машины обладают классом автономности 4 — им требуется помощь водителя только в незнакомой для бортового компьютера местности. В Минтрансе России отметили, что к грузоперевозкам допустили автомобили, которые прошли проверку в лаборатории ФГКП «НАМИ» на соответствие требованиям безопасности и были зарегистрированы в МВД как беспилотные. В настоящий момент всем критериям соответствуют только грузовики «КАМАЗа».

Машины «КАМАЗа», несмотря на все цифровые навороты, внешне — привычные взгляду грузовики. Но для М-11 готовят не только такие «классические» авто. Второй крупный участник проекта — компания «ЭвоКарго» — делает беспилотные грузовые платформы вообще без кабины.


Самый известный проект разработчиков — EVO.1. Это беспилотная платформа, предназначенная для работы в хабах. Она может перевозить до 2 тонн груза на полностью электрической силовой установке. Запас хода от зарядки до зарядки составляет около 200 км, а максимальная скорость EVO.1 — 25 км/ч. Автопилот аппарата может работать в широком диапазоне погодных условий и условий освещения. При этом «ЭвоКарго» предлагает и собственную систему управления флотом беспилотников, которая позволяет формировать заказы на перевозку грузов, следить за работой машин, их скоростью, состоянием всех подсистем, логами событий и ошибок в реальном времени.

Но EVO.1 — маленький трудяга для складов, разгрузочных площадок, логистических центров и так далее. Возить грузы от хаба к хабу будет EVO.3 — 6-метровая платформа грузоподъемностью в 21 тонну. Под капотом у этого беспилотника электрический и водородный двигатели. Суммарно силовые установки дают EVO.3 возможность без дозаправки преодолеть расстояние в 1 тысячу км. Кстати, «ЭвоКарго» разработали и собственную автономную систему заправки автомобилей как электроэнергией, так и водородным топливом. Других подробностей о беспилотнике, к сожалению, нет.


Компании «СтарЛайн» и «СебрАвтоТех» предоставят для проекта грузовики сторонних производителей, включая уже упоминавшийся Mercedes Actros (у «СтарЛайна» таких два), оснащенные беспилотными системами их собственной разработки. По сути, это серийные грузовики, оснащенные лидарами, радарами, инерциальными датчиками и видеокамерами. С 2020 года «СебрАвтоТех» испытывала серийные легковые автомобили с собственными системами автономного управления в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании, скорость реакции роботизированной системы в 5 раз выше, чем у самого опытного водителя. Система использует картографию популярного сервиса 2ГИС.

Грузовики «СебрАвтоТеха» скорее всего станут следующими покорителями трассы М-11 — они также, как и машины «КАМАЗа», прошли сертификацию в НАМИ.


[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 235 [TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 109325 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2 [FILE_NAME] => kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => kamazik-krasnyj-m11-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d67ecc99a26e518fb27c656121524227 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ALT] => Крепче за баранку держись, робот! [TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! ) [~DETAIL_PICTURE] => 235 [DATE_ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 [ID] => 100 [~ID] => 100 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => 7 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 7 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [~TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [ACTIVE_FROM_X] => 2023-07-28 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2023-07-28 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 [~ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 [LIST_PAGE_URL] => / [~LIST_PAGE_URL] => / [DETAIL_PAGE_URL] => /gover-sup/krepche-za-baranku-derzhis-robot/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /gover-sup/krepche-za-baranku-derzhis-robot/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => krepche-za-baranku-derzhis-robot [~CODE] => krepche-za-baranku-derzhis-robot [EXTERNAL_ID] => 100 [~EXTERNAL_ID] => 100 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! [ELEMENT_META_TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! ) [FIELDS] => Array ( [NAME] => Крепче за баранку держись, робот! [TAGS] => наземные беспилотники, прогнозы, логистические, законы и решения [PREVIEW_TEXT] =>

Летом 2023 года российский рынок автомобильных грузовых перевозок изменился навсегда — по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, поехали беспилотные грузовики с коммерческими грузами. Говоря об этом событии на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости массового внедрения в России проектов с машинами-беспилотниками. Создание грузовой автомагистрали будущего стартовало еще в 2021 году, а завершить проект полностью планируют к 2024 году.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 234 [TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 109325 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2 [FILE_NAME] => kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => kamazik-krasnyj-m11-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 53f7bd10237247b2889413e12ce9cf36 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ALT] => Крепче за баранку держись, робот! [TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! ) [DETAIL_TEXT] =>

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым из которых станет М-11, начался 2 июля 2021 года на ПМЭФ. Тогда Минтранс России подписал соглашение с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), концерном «Телематика» предприятиями «КАМАЗ», «Эвокарго», «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», НПО «СтарЛайн», X5 Group и другими. 

В ведомстве подсчитали, что использование беспилотников на М-11 к 2030 году увеличит с 60 до 75 км/ч коммерческую скорость доставки грузов в течение дня, более чем на 10% снизит себестоимость перевозки для логистических компаний и уменьшит количество аварий на 20%.

Программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке машин сэкономит примерно один литр топлива на 100 км пути, тем самым снизив выбросы углекислого газа примерно на 12%, снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. К 2030 году беспилотные магистрали должны обеспечить ежегодный рост российского ВВП на 2,4 млрд рублей.


Специально для тестирования беспилотных грузовиков на М-11 в конце 2022 года был введен экспериментальный правовой режим. Фактически, государство взяло на себя юридические риски, позволив разработчикам создавать дорогу будущего практически одновременно с принятием необходимых для ее работы нормативных актов и стандартов. Кстати, подобные режимы, разрешающие использование беспилотников для коммерческих грузоперевозок, будут действовать до 2026 года в 38 субъектах страны.

Кроме того, Минтранс России предложил установить льготные тарифы на перевозку грузов беспилотниками на 10% ниже рыночных. В ведомстве считают, что это привлечет грузоотправителей и станет стимулом для использования инновационного логистического коридора. Недополученные средства оператору беспилотной грузовой перевозки, которым на М-11 выступает «Инновационный центр “КАМАЗ”», возместят из федерального бюджета.

В штатном режиме беспилотники поедут по М-11 в 2024 году. До 2030 года в проект будут включены 19,5 тыс. км федеральных дорог. После обкатки технологий на М-11 беспилотные хабы создадут на участках международного транспортного маршрута Европа–Западный Китай: трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. 

И речь идет не просто о запуске беспилотных грузовиков. Для достижения всех показателей, о которых сказано выше, нужно создать целую инфраструктуру — цифровую трассу.


Дорога 2.0

Цифровая трасса, или умная автодорога — целый комплекс технологических решений, благодаря которым беспилотники взаимодействуют с инфраструктурой, а инфраструктура получает важную информацию от транспорта и систем мониторинга окружающей среды. Но для автомобиля, пусть и беспилотного, эта сложная система начинается, как и дороги прошлого, с карты. Только цифровой, разработкой которой для М-11 занимаются НПО «СтарЛайн» и «КАМАЗ».

1 июня сообщалось, что карта «СтарЛайн» готова на 95%. Для ее создания компания использовала специальный беспилотный грузовик Mercedes Actros, оснащенный GNSS-RTK-приемником — прибором, который при помощи метода кинематики в реальном времени (Real Time Kinematic, или RTK) позволяет с точностью до сантиметра определять место положения объекта.

Если говорить коротко, то суть метода заключается в приеме спутникового сигнала одновременно автомобилем и базовой станцией. Последняя фиксирует разницу в вычисленных и фактических данных и передает поправку на приборы в автомобиле. При этом можно работать как по радиоканалу, так и с помощью сетей мобильных операторов.


Кроме того, на борту грузовика разместили лидар, видеокамеры и инерциальные датчики. Последние могут позиционировать объект, определять его скорость, пройденный путь и курс в автономном режиме, то есть без внешних сигналов и ориентиров. При этом они защищены от помех.

На основе полученных данных «СтарЛайн» с помощью искусственного интеллекта создали цифровую карту, с помощью которой беспилотник сможет двигаться по заданному маршруту, самостоятельно выбирая полосу движения, скорость и учитывая предписания дорожных знаков.

Именно грузовик «СтарЛайн», правда без груза, совершил полный беспилотный проезд по трассе М-11 13 июня. На протяжении всего маршрута движение машины контролировали водители-испытатели, находящиеся в кабине. Представители «СтарЛайн» сообщили, что грузовик в ходе испытания двигался со скоростью 65 км/ч.

Карта — основа цифрового двойника трассы, который делает ФАУ «РОСДОРНИИ». Он нужен для тестирования технологий и репетиций разных дорожных ситуаций. Двойник охватит два пилотных участка трассы от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга общей протяженностью почти 610 км.

Двойник будет состоять из цифровой карты, о которой написано выше, мобильного приложения и центра управления. Но самая интересная его часть — сервисная V2X-платформа, которая как раз и обеспечит диалог автомобилей друг с другом и с инфраструктурой трассы. V2X (Vehicle-to-Everything, или автомобиль, подключенный ко всему) — это технология связи, которая использует два основных компонента оборудования: RSU (Roadside Unit, то есть оборудования, расположенное в фиксированных точках на дороге) и OBU (On-Board Unit, или оборудование, установленное непосредственно на автомобиле). RSU собирает данные о трафике и текущем состоянии дорожной инфраструктуры и передает их OBU. OBU, в свою очередь, обрабатывает данные от RSU, а также может передавать информацию как RSU, так и другим автомобилям. Это особенно полезно при ДТП.

Для передачи информации V2X-устройства используют предпочтительный для автотранспорта стандарт DSRC (Dedicated short-range communications, или выделенная связь ближнего действия), который обеспечивает соединение менее чем за 0,25 секунды и передачу данных на скоростях до 100 мб/с на расстоянии до 1 км. При этом автомобиль может двигаться со скоростью до 250 км/ч.

За создание сервисной платформы отвечает концерн «Телематика». Кстати, в июле 2022 года концерн провел испытания российского бортового устройства V2X на участке ПК-3 ЦКАД. В ходе эксперимента устройство протестировали в самых разных ситуациях: аварии, появление на трассе людей, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкое покрытие и так далее. По данным «Телематики», их бортовое устройство прошло сертификацию и получило все необходимые декларации соответствия.

Концерн «Телематика» предоставляет для М-11 комплексную автоматическую систему управления дорожным движением, которая уже используется на ЦКАД. В нее входит целый набор аппаратуры: детекторы плотности потока и скорости машин, автоматические метеостанции, видеокамеры, системами весогабаритного контроля и элементами информирования водителей. Отдельно стоит сказать о системе free flow (свободный поток) — оплате проезда по трассе без очередей и шлагбаумов с помощью мобильного приложения или транспондера.

Все это — как раз то самое RSU-оборудование, которое общается с автомобилями через технологии V2X. В частности, благодаря его использованию на ЦКАД за два года удалось предотвратить более 9 тысяч потенциальных ДТП.

Движение беспилотников по М-11 будет осуществляться в формате «хаб-хаб» для того, чтобы исключить заезд этих грузовиков в город. Такие хабы будут созданы в Химках и Шушарах. Кроме того, планируется строительство обхода в районе Твери, чтобы беспилотные фуры не заезжали на реконструированный участок трассы М-10. До конца сентября должны быть организованы места парковки и маневрирования беспилотников и ремонтные боксы. За создание этой инфраструктуры отвечает «Автодор». Он же станет оператором проекта.


Кибертяжеловесы

Пока «Автодор» и другие компании занимаются подготовкой трассы, продолжается и создание самих беспилотных грузовиков. Один из главных игроков на этом поле — «КАМАЗ». Изначально было неизвестно, какая конкретно модель отправится в первый рейс. По заявлениям самой компании, в беспилотник можно превратить почти любую машину из всей линейки. Однако изначально планировалось использовать КАМАЗ-54901 пятого поколения, или его преемника шестого поколения КАМАЗ-54907.

КАМАЗ-54901 пятого поколения — магистральный седельный тягач (в простонародье фура), который начали серийно производить в феврале 2023 года. Он оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-910 объемом 12 л и мощностью 450 л.с. Грузовик может перевозить около 34 тонн.


Автомобиль оснастили системой автономного управления класса 3+ — компьютер может контролировать руление и торможение. То есть внутри должен находиться техник, готовый в любой момент перехватить управление грузовиком. Полностью отказаться от водителя «КАМАЗ» планирует к 2025 году, когда будет достроен обход трассы вокруг Твери.

КАМАЗ-54907 «Континент» — также магистральный седельный тягач с тем же 910-м двигателем, правда с пониженным расходом топлива — менее 25 л на 100 км (у 54901 — около 30 л). Однако к дизельной силовой установке добавился электродвигатель, на котором грузовик может проехать несколько десятков километров. Кроме того, в отличие от 54901, новая версия рассчитана только под одного водителя. А так как водитель не может непрерывно находиться за рулем более 4,5 часа, то «Континент» становится идеальным кандидатом в беспилотники класса 4 и выше, то есть сможет функционировать без участия человека как минимум на умной трассе.


Однако некоторые эксперты считали, что на М-11 выйдет КАМАЗ 43083 проекта «Одиссей». Беспилотная версия этой машины прошла успешные испытания в Ямало-Ненецком автономном округе: в течение нескольких месяцев КАМАЗы перевозили грузы по 140-километровому зимнику от автономного нефтепромысла на Восточно-Мессояхском месторождении к поселку Тазовскому.

По данным производителя, на «Одиссее» установлены радары, лидары, видеокамеры и сонары. Беспилотник может определять свое положение в пространстве с погрешностью не более 3-5 см. Он оснащен промышленным Wi-Fi, 4G и 3G-ресиверами и специальным УКВ-передатчиком в качестве экстренного канала связи. Важно отметить, что в ЯНАО два беспилотных КАМАЗа работали без человека в кабине — роботами удаленно управляли контролеры-операторы.


В итоге первыми по М-11 проехали четыре беспилотных магистральных тягача КАМАЗ-54901. Эти машины обладают классом автономности 4 — им требуется помощь водителя только в незнакомой для бортового компьютера местности. В Минтрансе России отметили, что к грузоперевозкам допустили автомобили, которые прошли проверку в лаборатории ФГКП «НАМИ» на соответствие требованиям безопасности и были зарегистрированы в МВД как беспилотные. В настоящий момент всем критериям соответствуют только грузовики «КАМАЗа».

Машины «КАМАЗа», несмотря на все цифровые навороты, внешне — привычные взгляду грузовики. Но для М-11 готовят не только такие «классические» авто. Второй крупный участник проекта — компания «ЭвоКарго» — делает беспилотные грузовые платформы вообще без кабины.


Самый известный проект разработчиков — EVO.1. Это беспилотная платформа, предназначенная для работы в хабах. Она может перевозить до 2 тонн груза на полностью электрической силовой установке. Запас хода от зарядки до зарядки составляет около 200 км, а максимальная скорость EVO.1 — 25 км/ч. Автопилот аппарата может работать в широком диапазоне погодных условий и условий освещения. При этом «ЭвоКарго» предлагает и собственную систему управления флотом беспилотников, которая позволяет формировать заказы на перевозку грузов, следить за работой машин, их скоростью, состоянием всех подсистем, логами событий и ошибок в реальном времени.

Но EVO.1 — маленький трудяга для складов, разгрузочных площадок, логистических центров и так далее. Возить грузы от хаба к хабу будет EVO.3 — 6-метровая платформа грузоподъемностью в 21 тонну. Под капотом у этого беспилотника электрический и водородный двигатели. Суммарно силовые установки дают EVO.3 возможность без дозаправки преодолеть расстояние в 1 тысячу км. Кстати, «ЭвоКарго» разработали и собственную автономную систему заправки автомобилей как электроэнергией, так и водородным топливом. Других подробностей о беспилотнике, к сожалению, нет.


Компании «СтарЛайн» и «СебрАвтоТех» предоставят для проекта грузовики сторонних производителей, включая уже упоминавшийся Mercedes Actros (у «СтарЛайна» таких два), оснащенные беспилотными системами их собственной разработки. По сути, это серийные грузовики, оснащенные лидарами, радарами, инерциальными датчиками и видеокамерами. С 2020 года «СебрАвтоТех» испытывала серийные легковые автомобили с собственными системами автономного управления в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании, скорость реакции роботизированной системы в 5 раз выше, чем у самого опытного водителя. Система использует картографию популярного сервиса 2ГИС.

Грузовики «СебрАвтоТеха» скорее всего станут следующими покорителями трассы М-11 — они также, как и машины «КАМАЗа», прошли сертификацию в НАМИ.


[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 235 [TIMESTAMP_X] => 21.09.2023 20:32:25 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 109325 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2 [FILE_NAME] => kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => kamazik-krasnyj-m11-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d67ecc99a26e518fb27c656121524227 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/25d/kzq0yptrdiorhmzvbqirjhdzzt1g18a2/kamazik_krasnyj_m11_1024x682.jpg [ALT] => Крепче за баранку держись, робот! [TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 28.07.2023 ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 395 [VALUE] => Аркадий Гончаров [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Аркадий Гончаров [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 396 [VALUE] => «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_MAIN] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Картинка для Главной [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для Главной [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_THEME] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Главная тема [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_THEME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главная тема [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SECT] => Array ( [ID] => 13 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => В своём разделе [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SECT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В своём разделе [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO_YOU] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Видео youtobe [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_YOU [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео youtobe [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 395 [VALUE] => Аркадий Гончаров [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Аркадий Гончаров [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Аркадий Гончаров ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 396 [VALUE] => «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_s1 [~CODE] => news_s1 [API_CODE] => [~API_CODE] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => [~LIST_PAGE_URL] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 [TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => roboticsworld.ru [~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 7 [~ID] => 7 [CODE] => gover-sup [~CODE] => gover-sup [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 200 [~SORT] => 200 [NAME] => Господдержка [~NAME] => Господдержка [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /gover-sup [~SECTION_PAGE_URL] => /gover-sup [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Господдержка [ELEMENT_META_TITLE] => Господдержка ) ) ) ) [SECTION_URL] => /gover-sup [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! [BROWSER_TITLE] => Крепче за баранку держись, робот! [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

Крепче за баранку держись, робот!

Летом 2023 года российский рынок автомобильных грузовых перевозок изменился навсегда — по трассе М-11 «Нева», соединяющей Москву и Санкт-Петербург, поехали беспилотные грузовики с коммерческими грузами. Говоря об этом событии на Петербургском международном экономическом форуме, Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости массового внедрения в России проектов с машинами-беспилотниками. Создание грузовой автомагистрали будущего стартовало еще в 2021 году, а завершить проект полностью планируют к 2024 году.

Проект «Беспилотные логистические коридоры», первым из которых станет М-11, начался 2 июля 2021 года на ПМЭФ. Тогда Минтранс России подписал соглашение с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), концерном «Телематика» предприятиями «КАМАЗ», «Эвокарго», «СберАвтоТех», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), «Почта России», «ВТБ Инфраструктурный холдинг», НПО «СтарЛайн», X5 Group и другими. 

В ведомстве подсчитали, что использование беспилотников на М-11 к 2030 году увеличит с 60 до 75 км/ч коммерческую скорость доставки грузов в течение дня, более чем на 10% снизит себестоимость перевозки для логистических компаний и уменьшит количество аварий на 20%.

Программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке машин сэкономит примерно один литр топлива на 100 км пути, тем самым снизив выбросы углекислого газа примерно на 12%, снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. К 2030 году беспилотные магистрали должны обеспечить ежегодный рост российского ВВП на 2,4 млрд рублей.


Специально для тестирования беспилотных грузовиков на М-11 в конце 2022 года был введен экспериментальный правовой режим. Фактически, государство взяло на себя юридические риски, позволив разработчикам создавать дорогу будущего практически одновременно с принятием необходимых для ее работы нормативных актов и стандартов. Кстати, подобные режимы, разрешающие использование беспилотников для коммерческих грузоперевозок, будут действовать до 2026 года в 38 субъектах страны.

Кроме того, Минтранс России предложил установить льготные тарифы на перевозку грузов беспилотниками на 10% ниже рыночных. В ведомстве считают, что это привлечет грузоотправителей и станет стимулом для использования инновационного логистического коридора. Недополученные средства оператору беспилотной грузовой перевозки, которым на М-11 выступает «Инновационный центр “КАМАЗ”», возместят из федерального бюджета.

В штатном режиме беспилотники поедут по М-11 в 2024 году. До 2030 года в проект будут включены 19,5 тыс. км федеральных дорог. После обкатки технологий на М-11 беспилотные хабы создадут на участках международного транспортного маршрута Европа–Западный Китай: трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12. 

И речь идет не просто о запуске беспилотных грузовиков. Для достижения всех показателей, о которых сказано выше, нужно создать целую инфраструктуру — цифровую трассу.


Дорога 2.0

Цифровая трасса, или умная автодорога — целый комплекс технологических решений, благодаря которым беспилотники взаимодействуют с инфраструктурой, а инфраструктура получает важную информацию от транспорта и систем мониторинга окружающей среды. Но для автомобиля, пусть и беспилотного, эта сложная система начинается, как и дороги прошлого, с карты. Только цифровой, разработкой которой для М-11 занимаются НПО «СтарЛайн» и «КАМАЗ».

1 июня сообщалось, что карта «СтарЛайн» готова на 95%. Для ее создания компания использовала специальный беспилотный грузовик Mercedes Actros, оснащенный GNSS-RTK-приемником — прибором, который при помощи метода кинематики в реальном времени (Real Time Kinematic, или RTK) позволяет с точностью до сантиметра определять место положения объекта.

Если говорить коротко, то суть метода заключается в приеме спутникового сигнала одновременно автомобилем и базовой станцией. Последняя фиксирует разницу в вычисленных и фактических данных и передает поправку на приборы в автомобиле. При этом можно работать как по радиоканалу, так и с помощью сетей мобильных операторов.


Кроме того, на борту грузовика разместили лидар, видеокамеры и инерциальные датчики. Последние могут позиционировать объект, определять его скорость, пройденный путь и курс в автономном режиме, то есть без внешних сигналов и ориентиров. При этом они защищены от помех.

На основе полученных данных «СтарЛайн» с помощью искусственного интеллекта создали цифровую карту, с помощью которой беспилотник сможет двигаться по заданному маршруту, самостоятельно выбирая полосу движения, скорость и учитывая предписания дорожных знаков.

Именно грузовик «СтарЛайн», правда без груза, совершил полный беспилотный проезд по трассе М-11 13 июня. На протяжении всего маршрута движение машины контролировали водители-испытатели, находящиеся в кабине. Представители «СтарЛайн» сообщили, что грузовик в ходе испытания двигался со скоростью 65 км/ч.

Карта — основа цифрового двойника трассы, который делает ФАУ «РОСДОРНИИ». Он нужен для тестирования технологий и репетиций разных дорожных ситуаций. Двойник охватит два пилотных участка трассы от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга общей протяженностью почти 610 км.

Двойник будет состоять из цифровой карты, о которой написано выше, мобильного приложения и центра управления. Но самая интересная его часть — сервисная V2X-платформа, которая как раз и обеспечит диалог автомобилей друг с другом и с инфраструктурой трассы. V2X (Vehicle-to-Everything, или автомобиль, подключенный ко всему) — это технология связи, которая использует два основных компонента оборудования: RSU (Roadside Unit, то есть оборудования, расположенное в фиксированных точках на дороге) и OBU (On-Board Unit, или оборудование, установленное непосредственно на автомобиле). RSU собирает данные о трафике и текущем состоянии дорожной инфраструктуры и передает их OBU. OBU, в свою очередь, обрабатывает данные от RSU, а также может передавать информацию как RSU, так и другим автомобилям. Это особенно полезно при ДТП.

Для передачи информации V2X-устройства используют предпочтительный для автотранспорта стандарт DSRC (Dedicated short-range communications, или выделенная связь ближнего действия), который обеспечивает соединение менее чем за 0,25 секунды и передачу данных на скоростях до 100 мб/с на расстоянии до 1 км. При этом автомобиль может двигаться со скоростью до 250 км/ч.

За создание сервисной платформы отвечает концерн «Телематика». Кстати, в июле 2022 года концерн провел испытания российского бортового устройства V2X на участке ПК-3 ЦКАД. В ходе эксперимента устройство протестировали в самых разных ситуациях: аварии, появление на трассе людей, заторы, дорожные работы, ухудшение видимости, скользкое покрытие и так далее. По данным «Телематики», их бортовое устройство прошло сертификацию и получило все необходимые декларации соответствия.

Концерн «Телематика» предоставляет для М-11 комплексную автоматическую систему управления дорожным движением, которая уже используется на ЦКАД. В нее входит целый набор аппаратуры: детекторы плотности потока и скорости машин, автоматические метеостанции, видеокамеры, системами весогабаритного контроля и элементами информирования водителей. Отдельно стоит сказать о системе free flow (свободный поток) — оплате проезда по трассе без очередей и шлагбаумов с помощью мобильного приложения или транспондера.

Все это — как раз то самое RSU-оборудование, которое общается с автомобилями через технологии V2X. В частности, благодаря его использованию на ЦКАД за два года удалось предотвратить более 9 тысяч потенциальных ДТП.

Движение беспилотников по М-11 будет осуществляться в формате «хаб-хаб» для того, чтобы исключить заезд этих грузовиков в город. Такие хабы будут созданы в Химках и Шушарах. Кроме того, планируется строительство обхода в районе Твери, чтобы беспилотные фуры не заезжали на реконструированный участок трассы М-10. До конца сентября должны быть организованы места парковки и маневрирования беспилотников и ремонтные боксы. За создание этой инфраструктуры отвечает «Автодор». Он же станет оператором проекта.


Кибертяжеловесы

Пока «Автодор» и другие компании занимаются подготовкой трассы, продолжается и создание самих беспилотных грузовиков. Один из главных игроков на этом поле — «КАМАЗ». Изначально было неизвестно, какая конкретно модель отправится в первый рейс. По заявлениям самой компании, в беспилотник можно превратить почти любую машину из всей линейки. Однако изначально планировалось использовать КАМАЗ-54901 пятого поколения, или его преемника шестого поколения КАМАЗ-54907.

КАМАЗ-54901 пятого поколения — магистральный седельный тягач (в простонародье фура), который начали серийно производить в феврале 2023 года. Он оснащен 6-цилиндровым дизельным двигателем КАМАЗ-910 объемом 12 л и мощностью 450 л.с. Грузовик может перевозить около 34 тонн.


Автомобиль оснастили системой автономного управления класса 3+ — компьютер может контролировать руление и торможение. То есть внутри должен находиться техник, готовый в любой момент перехватить управление грузовиком. Полностью отказаться от водителя «КАМАЗ» планирует к 2025 году, когда будет достроен обход трассы вокруг Твери.

КАМАЗ-54907 «Континент» — также магистральный седельный тягач с тем же 910-м двигателем, правда с пониженным расходом топлива — менее 25 л на 100 км (у 54901 — около 30 л). Однако к дизельной силовой установке добавился электродвигатель, на котором грузовик может проехать несколько десятков километров. Кроме того, в отличие от 54901, новая версия рассчитана только под одного водителя. А так как водитель не может непрерывно находиться за рулем более 4,5 часа, то «Континент» становится идеальным кандидатом в беспилотники класса 4 и выше, то есть сможет функционировать без участия человека как минимум на умной трассе.


Однако некоторые эксперты считали, что на М-11 выйдет КАМАЗ 43083 проекта «Одиссей». Беспилотная версия этой машины прошла успешные испытания в Ямало-Ненецком автономном округе: в течение нескольких месяцев КАМАЗы перевозили грузы по 140-километровому зимнику от автономного нефтепромысла на Восточно-Мессояхском месторождении к поселку Тазовскому.

По данным производителя, на «Одиссее» установлены радары, лидары, видеокамеры и сонары. Беспилотник может определять свое положение в пространстве с погрешностью не более 3-5 см. Он оснащен промышленным Wi-Fi, 4G и 3G-ресиверами и специальным УКВ-передатчиком в качестве экстренного канала связи. Важно отметить, что в ЯНАО два беспилотных КАМАЗа работали без человека в кабине — роботами удаленно управляли контролеры-операторы.


В итоге первыми по М-11 проехали четыре беспилотных магистральных тягача КАМАЗ-54901. Эти машины обладают классом автономности 4 — им требуется помощь водителя только в незнакомой для бортового компьютера местности. В Минтрансе России отметили, что к грузоперевозкам допустили автомобили, которые прошли проверку в лаборатории ФГКП «НАМИ» на соответствие требованиям безопасности и были зарегистрированы в МВД как беспилотные. В настоящий момент всем критериям соответствуют только грузовики «КАМАЗа».

Машины «КАМАЗа», несмотря на все цифровые навороты, внешне — привычные взгляду грузовики. Но для М-11 готовят не только такие «классические» авто. Второй крупный участник проекта — компания «ЭвоКарго» — делает беспилотные грузовые платформы вообще без кабины.


Самый известный проект разработчиков — EVO.1. Это беспилотная платформа, предназначенная для работы в хабах. Она может перевозить до 2 тонн груза на полностью электрической силовой установке. Запас хода от зарядки до зарядки составляет около 200 км, а максимальная скорость EVO.1 — 25 км/ч. Автопилот аппарата может работать в широком диапазоне погодных условий и условий освещения. При этом «ЭвоКарго» предлагает и собственную систему управления флотом беспилотников, которая позволяет формировать заказы на перевозку грузов, следить за работой машин, их скоростью, состоянием всех подсистем, логами событий и ошибок в реальном времени.

Но EVO.1 — маленький трудяга для складов, разгрузочных площадок, логистических центров и так далее. Возить грузы от хаба к хабу будет EVO.3 — 6-метровая платформа грузоподъемностью в 21 тонну. Под капотом у этого беспилотника электрический и водородный двигатели. Суммарно силовые установки дают EVO.3 возможность без дозаправки преодолеть расстояние в 1 тысячу км. Кстати, «ЭвоКарго» разработали и собственную автономную систему заправки автомобилей как электроэнергией, так и водородным топливом. Других подробностей о беспилотнике, к сожалению, нет.


Компании «СтарЛайн» и «СебрАвтоТех» предоставят для проекта грузовики сторонних производителей, включая уже упоминавшийся Mercedes Actros (у «СтарЛайна» таких два), оснащенные беспилотными системами их собственной разработки. По сути, это серийные грузовики, оснащенные лидарами, радарами, инерциальными датчиками и видеокамерами. С 2020 года «СебрАвтоТех» испытывала серийные легковые автомобили с собственными системами автономного управления в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании, скорость реакции роботизированной системы в 5 раз выше, чем у самого опытного водителя. Система использует картографию популярного сервиса 2ГИС.

Грузовики «СебрАвтоТеха» скорее всего станут следующими покорителями трассы М-11 — они также, как и машины «КАМАЗа», прошли сертификацию в НАМИ.


28.07.2023
Аркадий Гончаров
Фото: «КАМАЗ»; Минтранс РФ; FAW; «ЭвоКарго»; Артема Реутова

Мы рекомендуем:

Антон Алиханов возглавит проект по беспилотным авиасистемам: новая эра российской робототехники!

Антон Алиханов возглавит проект по беспилотным авиасистемам: новая эра российской робототехники!