Молодые робототехники: заинтересовать, научить и трудоустроить

Скольких специалистов не хватает роботизации и промышленности? Как познакомить с роботами молодежь? Как обеспечить школы российским современным оборудованием? Эти и многие другие вопросы 6 декабря обсудили на круглом столе «Кадры для роботизации: как подготовить инженеров будущего?» в Государственной думе РФ.

Роботизация должна помочь всем отраслям экономики справиться с кадровым голодом. Так, по словам Руслана Ахмедова, начальника отдела развития современных средств производства департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России, внедрение робота повышает производительность труда на производственном участке в 2,5 раза.

Но при этом и сама отрасль робототехники испытывает дефицит специалистов. По подсчетам Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления, сегодня нехватка робототехников в самом широком смысле слова составляет порядка 60 тысяч человек: 40 тысяч — для предприятий — потребителей технологических решений и 20 тысяч — для создателей технологий.

Участники встречи — эксперты отрасли и представители органов власти — выдвинули предложения, направленные на решение этой серьезной проблемы, оказывающей непосредственное влияние на скорость и эффективность развития роботизации в России. Модератором выступил член Общественной палаты РФ Илья Семин.

Ключевая инициатива — расширение преподавания роботизации как дисциплины. Это, в частности, требует создания профессиональных стандартов и образовательных стандартов на их основе.

Такие специалисты, как исполнительный директор НПО «Андроидная техника» Евгений Дудоров, генеральный директор «TECHNORED» Артем Лукин, генеральный директор компании «Промобот» Максим Чугунов и другие, подчеркнули важность создания единой образовательной цепи: начинать работу с кадрами еще в детском саду. Кроме того, имеет смысл вводить робототехнику как дисциплину в различные промышленные образовательные программы. Например, готовить сразу сварщиков-робототехников.

Необходимо обеспечивать образовательные учреждения самых разных уровней учебным оборудованием российского производства, подчеркнул Евгений Дудоров. Особое внимание в этом вопросе участники круглого стола уделили вузам, студенты которых уже с третьего курса могут становиться кадровым резервом для высокотехнологичных компаний. Кроме того, учащимся просто необходима производственная практика, в том числе для знакомства с культурой предприятия, для понимания, что конкретное производство им подходит. С этой точки зрения важно расширять партнерство с бизнесом для создания целевых образовательных программ, стажировок и курсов.

Если говорить о ранней профориентации, то здесь нужны сквозные технологии. Например, решение «Промобота» — маленький учебный манипулятор, который работает на программном обеспечении большого промышленного устройства. Большую роль играет распространение решений на открытом коде, которые могут обеспечить хотя бы виртуальное обучение.

Более глобальную инициативу предложил Павел Фролов, основатель и продюсер проекта «РОББО». Он призвал выложить в открытый доступ все спецификации оборудования и софт, причем на уровне как России, так и стран БРИКС. Это позволит совместно и быстро разрабатывать новые технологии. Сама компания изготавливает роботов и ПО, которые можно полностью разобрать, понять, как они работают, и, скопировав их, научиться изобретать собственные устройства и программы.

При этом, по мнению ряда экспертов, образовательное оборудование у школ есть, но оно не используется. Проблема заключается в нехватке преподавателей, умеющих с ним работать. Еще один вопрос: преподаватели, получив технологические знания, просто уходят работать в компании-интеграторы, а оттуда — в IT.

На нехватку педагогического состава обратил внимание, в частности, президент рекрутингового портала Superjob Алексей Захаров. Он отметил, что школьники все меньше выбирают в качестве профильных предметов математику и физику. Необходимо повышать престиж профессии.

Еще одно предложение: создать реестр разработчиков современных образовательных технологий. Включенные в него компании должны будут создавать «коробочные» решения, включающие как саму технологию, так и дополнительные материалы, сервисную поддержку и систему подготовки сотрудников.

Отдельное внимание нужно уделить соревнованиям, а призом в них должны быть преференции при поступлении в вузы и на предприятия. Должно развиваться кружковое движение, олимпиады, которые можно сделать «дверью» в мир высшего технологического образования.

Отметили эксперты и важность использования разных платформ популяризации робототехники среди молодежи. Для этого нужно использовать комиксы, книги, мультипликационные, художественные и документальные фильмы.

06.12.2024
Аркадий Гончаров
Фото: Freepik – Freepik

Мы рекомендуем: