Технологический суверенитет — одно из самых популярных словосочетаний начала десятилетия. Его достижение является критически важной задачей для страны, превращаясь буквально в Святой Грааль технологического развития.
Насколько далеко российские «технорыцари» от места, где скрыт этот артефакт, и какие преграды ждут их на пути к нему, в интервью «Миру робототехники» рассказал руководитель АНО «Центр развития транспортных технологий», председатель консультативного совета инженерно-конструкторского центра «Эколибри» Алексей Рогозин.
— Начнем с глобального вопроса: как вы оцениваете состояние технологий в России? Насколько мы реально близки к технологическому суверенитету?
— В целом проводимая в стране промышленная политика направлена на то, чтобы этот технологический суверенитет обеспечить. Но — и это произошло неожиданно для многих — именно после начала специальной военной операции во многих отраслях началось новое развитие в виде создания абсолютно новых производств, которые основаны на отечественных технологиях, отечественных разработках, сделанных с участием ведущих российских ученых, конструкторов и инженеров.
Мы понимаем, что сегодня зависимость от импортных технологий остается достаточно высокой, но здесь нужно понимать разницу. Бывает импортозамещение как самоцель: когда мы не расставляем приоритеты и тратим ограниченные ресурсы не на то, что нужнее, а на то, что проще. И вскоре оказывается, что это далеко не всегда тот импорт, который является наиболее критичным с точки зрения технологического суверенитета.
А бывает импортозамещение как системный подход. Это всегда наиболее сложные работы. Но это, как правило, действительно то, что касается отказа от критических западных технологий. Соответственно, отказаться от этого сложнее. Но именно этим и необходимо заниматься. Нужно создавать новые производства в тех областях, где мы более всего рискуем, а не где нам проще отчитываться.
Поэтому, конечно же, в части технологического суверенитета очень многое сегодня зависит от того, способны ли мы идти вглубь технологий — начать производить новые материалы, силовую электронику, станочное оборудование и многое другое из того, что сегодня в России, безусловно, есть как базис, как задел, как фундамент, но потребует не только дополнительных финансовых вложений, но и инвестиций в виде большой инженерной, умственной работы.
— Какие ключевые проблемы, на ваш взгляд, стоят перед технологическими отраслями?
— Ключевой проблемой, наверное, можно считать наличие большого количества одновременных задач.
Вопросы инженерного характера иногда уходят на второй план, когда мы понимаем, что организационные задачи требуют еще большего внимания. И тогда сталкиваемся с тем, что самым ограниченным ресурсом становится время наиболее компетентных специалистов.
Это в том числе вопрос подготовки кадров, вопрос создания систем управления, которые позволяют одновременно реализовывать большое количество программ и проектов в самых высокотехнологичных отраслях. Поэтому очень важно, чтобы в промышленность шли люди с самыми разнообразными профессиями, техническими и гуманитарными, и тянули за собой лучших специалистов и талантливую молодежь.
— Как эти проблемы решаются сегодня?
— Есть свежий пример. В рамках утвержденного правительством РФ Национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) выделен федеральный проект по подготовке кадров, то есть специалистов различных областей, начиная от внешних пилотов и заканчивая инженерно-техническим наземным персоналом.
То есть государство, конечно, уже пытается построить сквозную систему подготовки кадров.
Многое уже сделано, но, как мне кажется, еще больше внимания пора начать уделять подготовке детей. Необходимо готовить их с подросткового возраста, а, может, даже еще раньше — тогда, когда они впервые начинают прикасаться к науке и технике.
Нужно формировать у них привычку заниматься какой-то созидательной деятельностью, которая раньше часто называлась техническим творчеством. Это могут быть и технические виды спорта, например, планерный или автомобильный.
Необходима пропаганда, в хорошем смысле слова, наших прошлых достижений. Однако еще важнее показывать, что и сегодня в России существует большое количество предприятий с мировыми достижениями, где молодежь может проявить себя в полной мере.
Кадровая работа ведется, но акцент на подготовку патриотически настроенных, при этом абсолютно профессиональных молодых специалистов — это тот приоритет, который сегодня может и должен выйти на первый план. Пора осознать, что мы играем в долгую игру.
— Расскажите подробнее о новом национальном проекте «Беспилотные авиационные системы».
— По поручению президента России разработан национальный проект. Он состоит из большого количества увязанных между собой, насколько это получается, мероприятий различной направленности: начиная от поддержки эксплуатантов беспилотников и заканчивая проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с конкретными результатами, подготовкой кадров. Также затронуты вопросы производства отдельных компонентов, развития сквозных технологий, системы защиты от беспилотников и многое-многое другое.
Проект разрабатывался под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Рэмовича Белоусова, ныне занимающего должность министра обороны Российской Федерации. И он продолжает в этой должности в какой-то степени курировать эти вопросы, но уже в новом качестве.
Новым курирующим вице-премьером и главой правительственной комиссии стал Виталий Геннадьевич Савельев.
Под их руководством, а также при самом деятельном участии со стороны первого вице-премьера Дениса Валентиновича Мантурова, Минпромторга, Минтранса, Росавиации, Минобрнауки, Национальной технологической инициативы сегодня ведется огромная работа.
Отрасль в лице отдельных крупных предприятий и отраслевой ассоциации «АЭРОНЕКСТ» принимает во всем этом прямое участие. Спорим, обсуждаем, делимся опытом и постепенно идем к тому, чтобы в ускоренном темпе сформировать новую отрасль беспилотной авиации.
И мы надеемся, что уже в этом году нас ждут первые результаты работы, а значит, и первые проекты, реализованные в рамках этого большого национального проекта.
Это, безусловно, большой вызов, так как была поставлена задача за очень короткий срок обеспечить ускоренное развитие сферы, которую еще лет пять назад практически никто не замечал.
Я думаю, мы двигаемся в правильном направлении, хотя постоянно возникают вопросы, требующие корректировки. Это нормальный процесс.
— Планируется ли создание национального проекта или отдельных мер поддержки для производителей нелетающих беспилотников?
— Действительно, некоторое время назад в Минпромторге появилось новое подразделение — управление беспилотных систем и робототехники.
В то же время на федеральном уровне, на уровне государственной политики, судя по всему, рассматривается возможность выделения отдельного проекта, связанного с робототехническими комплексами в широком смысле слова.
И беспилотники в этом контексте будут являться одним из видов — на стыке с электроникой и авиацией.
Но важно, что в целом появятся сквозные технологии и инструменты их поддержки, которые востребованы всеми отраслями и организациями. И я надеюсь, что такое взаимное обогащение отраслей будет поддержано. Я ожидаю, что, скорее всего, активная деятельность именно по робототехнике начнется с 2025 года.
— Эти технологии требуют активного развития искусственного интеллекта. Как вы считаете, в каком состоянии он находится в России сегодня?
— Искусственный интеллект — это, безусловно, революционная технология. Она так или иначе влияет на все области. Даже тогда, когда мы этого не замечаем. ИИ поменяет и промышленность, в том числе придет и в проектирование, и в эксплуатацию, и в создание совершенно новых технологий, существенно расширяющих возможности аппаратного обеспечения.
Ошибкой было бы поручить кому-то одному быть ответственным за такую технологию. ИИ многообразен и может повлиять на любую сферу.
Сегодня искусственный интеллект — это та область знаний и технологий, которая должна быть распространена практически в любой организации.
— Что необходимо сделать и что делается для того, чтобы Россия заняла лидирующие позиции в этой сфере?
— Интересно, что очень многие иностранные наблюдатели с Запада или из Китая достаточно высоко оценивают деятельность России в области искусственного интеллекта. Хотя повторю, что мы сами не всегда это замечаем.
Мне кажется, это не должно нас ни в какой степени успокаивать. Хотя бы потому, что лидером будет не тот, кто растет, а тот, кто растет быстрее других, потому что так или иначе все лидеры мира, все крупнейшие страны занимаются развитием ИИ.
Поэтому наша задача, безусловно, быть среди тех, кто не отстанет, и тех, кто сможет применять искусственный интеллект как для решения каких-то гуманитарных, общественных задач, так и в виде двойных технологий, инструментов в составе вооружений и военной техники.
Это неминуемое будущее. И нам очень важно быть готовыми к тому, что мы должны быть лидерами, разрабатывать то, что относится к технологическому суверенитету в области искусственного интеллекта.
— Какими вы видите перспективы развития беспилотных технологий и ИИ в России и мире?
— Это те области, которые не просто растут сами по себе, но и влияют взаимно друг на друга.
Получается так, что беспилотные технологии начинались с каких-то программных и аппаратных решений, существовали сами по себе, в том числе выросли в какой-то степени из авиамодельного спорта или авиации. На сегодня это уже целая область знаний.
Искусственный интеллект также начинался с относительно простых математических алгоритмов, которые в значительной степени сегодня остаются актуальными просто в силу того, что математика менее требовательна к вычислительным мощностям и некоторые задачи решает лучше.
Но искусственный интеллект, безусловно, дает те возможности, которые недоступны обычным алгоритмам.
Самое интересное начинается тогда, когда эти технологии пересекаются друг с другом и саморазвиваются. Следующая революция произойдет тогда, когда ИИ начнет осознавать сам себя и самостоятельно создавать новые алгоритмы. Мы рискуем не заметить, как поменяется мир. И чтобы этого не произошло, должны быть на острие знаний и компетенций. Будущее за интеллектом, но важно, чтобы естественный продолжал контролировать искусственный.