
В последнем номере журнала «Мир робототехники» мы опубликовали одну из частей готовящегося Атласа робототехники.
1.1 Актуальность
Актуальность развития отечественной робототехники, включая ее применение в военной сфере, обусловлена воздействием ряда факторов: географических, демографических, внешнеполитических и технологических. Современная обстановка, характеризующаяся усилением политической и экономической конкуренции, ростом числа локальных и глобальных конфликтов, а также ужесточением санкционного давления, требует от отечественных специалистов, разработчиков и заказчиков оперативной и эффективной реакции на вызовы мирового технологического прогресса в этой высокотехнологичной области.
Глобальный рынок робототехники демонстрирует устойчивый рост, чему способствует развитие технологий искусственного интеллекта (AI) и автоматизации. По данным аналитиков, основными драйверами роста являются увеличивающийся спрос на автоматизацию в таких отраслях, как производство, здравоохранение и сельское хозяйство. Интеграция AI и машинного обучения позволяет разрабатывать более интеллектуальные и автономные робототехнические системы, что приводит к повышению их эффективности и снижению издержек. Региональный анализ рынка показывает, что лидирующими регионами остаются Северная Америка и Европа, в то время как Азия демонстрирует наиболее стремительное развитие благодаря активной индустриализации и масштабному внедрению автоматизации.
Однако, несмотря на возрастающую необходимость в создании и внедрении современных робототехнических комплексов (РТК), российская промышленная база, ориентированная на их серийное производство, все еще находится на этапе формирования. Зависимость отечественных РТК от импортных комплектующих, доля которых составляет до 75% стоимости изделия, усугубляет существующее технологическое отставание России, которое оценивается в среднем в 5–7 лет.
Тем не менее растущая доля IT-сектора в российской экономике, увеличившаяся с 1,6% в 2023 году до прогнозируемых 1,8% в 2024 году, создает благоприятные условия для развития робототехники. Укрепление технологической базы, чему способствует рост облачных технологий (CAGR 31%) и увеличение потребления инфраструктурных и платформенных сервисов, может стать значимым фактором ускорения разработки и внедрения РТК. Современные робототехнические системы все чаще используют облачные платформы для обработки и хранения данных, что открывает новые горизонты для их применения в различных отраслях.
Вместе с тем растущий спрос на IT-услуги, такие как консалтинг, системная интеграция и поддержка инфраструктуры, порождает не только новые возможности, но и дополнительные вызовы. Для их эффективного преодоления требуется развитие кадрового потенциала, совершенствование инфраструктуры и реализация мер, направленных на сокращение технологического отставания. Необходимо также создавать линейки типовых РТК различного базирования, соответствующих современным и перспективным требованиям.
1.2 Слабые стороны и угрозы развития РТК в РФ:
-
санкционная политика развитых стран и геополитический раскол, углубление проблем в образовании и науке, ускорение утечки мозгов, а также интенсификация мировой гонки технологий;
-
глобализация и нарушение цепочек поставок, комплектующих и технологий;
-
отсутствие интереса частных инвесторов к развитию РТК и технологий;
-
эмиграция квалифицированных специалистов;
-
низкая скорость и высокая стоимость прототипирования;
-
дефицит мощностей отечественного передового производства;
-
низкий уровень масштабирования продуктов;
-
недостаток молодых квалифицированных и преподавательских кадров, устаревание образовательных программ вузов;
-
отсутствие полной национальной стратегии развития робототехники и образовательных программ в области робототехники;
-
низкая культура промышленного дизайна;
-
дешевая рабочая сила, не имеющая адекватной замены;
-
бюджетные ограничения в компаниях, нерешительность и нежелание следовать мировым тенденциям, боязнь всего нового;
-
отсутствие многолетнего опыта, причем как в аппаратной, так и в программной части, в результате чего собственное полноценное производство роботов пока отстает;
-
отсутствие нормативной базы в российском законодательстве;
-
ограниченное число передовых производств, которые могли бы являться потенциальными потребителями индустриальных роботов;
-
зачастую устаревшие подходы к принятию решений на фокусных предприятиях-потребителях;
-
недостаток кадров, способных работать с роботами;
-
лица, принимающие решения, не имеют необходимых знаний для принятия осознанных решений о технологической модернизации и роботизации;
-
отсутствие поддерживающей экосистемы, что приводит к вынужденной необходимости работать на западных решениях и компонентах, к дорогому созданию прототипов и т. п.

1.3 Сильные стороны и возможности развития РТК в РФ:
-
сильная отечественная инженерная школа — конструирование и программирование;
-
растет популярность инженерного образования;
-
умение решать сложные и уникальные технические задачи;
-
отечественные изобретения обладают технологическим преимуществом;
-
легкость адаптации населения к новым технологиям и решениям;
-
позитивное отношение к роботам, которые рассматриваются как помощники, а не конкуренты;
-
большое количество стартапов в секторе разработки роботов с низким уровнем конкуренции;
-
отсутствие устоявшихся лидеров на мировом рынке сервисной робототехники;
-
невысокая производительность труда создает большой потенциал для модернизации производства;
-
возможности для радикального повышения производительности труда;
-
доступная электроэнергия и металлы;
-
возможность производить и внедрять робототехнические решения с меньшей стоимостью;
-
расширение областей применения робототехники в новых рыночных нишах;
-
значительный потенциал для разработки, внедрения и экспорта робототехнических решений для добывающей промышленности, сельского хозяйства, атомной энергетики, авиа- и судостроения;
-
сильный сервисный сектор экономики;
-
емкая ниша для роботизации розничной торговли и сферы услуг.
1.4 Аспекты состояния и развития рынка робототехники РФ
3.1.1 Текущее состояние нормативных документов по РТК
Сложившаяся практика создания отечественных изделий робототехники сегодня по характеру близка к недостаточно управляемой эволюции и требует значительных усилий для координации и объединения компетенций с участием заказчиков и разработчиков в различных областях науки, техники и технологий. На систематизацию таких усилий направлено несколько программ:
1. Комплексная целевая программа Развития приоритетного технологического направления «Технологии робототехнических комплексов военного назначения».
Разработчик комплексной целевой программы — Фонд перспективных исследований (Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники) во взаимодействии с экспертным сообществом. Программа установленным порядком согласована и утверждена.
Статус программы — для служебного пользования.
Комплексная целевая программа (КЦП) Развития приоритетного технологического направления «Технологии робототехнических комплексов военного назначения».
2. Стратегия развития робототехники в Российской Федерации на период до 2030 года.
Разработчик комплексной целевой программы — Совет РАН по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта», Национальная ассоциация участников рынка робототехники во взаимодействии с экспертным сообществом.
Статус стратегии — открытая, в стадии обсуждения и согласования.
В основу КЦП «Технологии робототехнических комплексов военного назначения» положен проект Программы развития ключевых технологий робототехники, необходимых для создания робототехнических комплексов нового поколения, разработанный в соответствии с п. 5 протокола совещания у председателя правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 17 сентября 2014 года № ДМ-П7-67 пр.
С целью формирования и проведения единой технической политики в области военной робототехники в 2017 году распоряжением правительства Российской Федерации было образовано приоритетное технологическое направление «Технологии робототехнических комплексов военного назначения» и 19 сентября 2017 года Военно-промышленной комиссией Российской Федерации назначен его руководитель. Структура настоящей программы увязана с перечнем разделов приоритетного технологического направления, который утвержден председателем научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Ю. М. Михайловым 15 февраля 2018 года и включает в себя:
-
Энергообеспечение робототехнических комплексов (РТК);
-
Системы управления РТК;
-
Средства связи и передачи данных РТК;
-
Системы навигации и наведения РТК;
-
Датчики внутреннего состояния РТК;
-
Системы технического зрения РТК;
-
Пункты управления и интерфейсы «робот – оператор»;
-
Бортовые вычислители РТК;
-
Привода, двигатели и манипуляторы РТК;
-
Моделирование и испытания РТК.
В соответствии с предложением Совета приоритетного технологического направления, в настоящий проект включен дополнительный раздел «Системные вопросы робототехнических комплексов», по которому предусмотрены соответствующие мероприятия. Обоснованность данного мнения обусловлена двумя факторами:
1. Наличием недостатков, препятствующих развитию технологий робототехники, имеющих общесистемный характер, таких как, например, определение разумной степени унификации базовых элементов и финальных изделий РТК, системное моделирование их применения и оценка его эффективности;
2. Прогрессом развития робототехники и ее технологий, который приводит к появлению решений, присущих многосредным РТК, к развитию технологий и вариантов конструкции базовых элементов РТК, в значительной степени инвариантных к среде применения.
3.1.1.1. Национальные проекты Российской Федерации
В 2024 году правительство РФ проводило последовательную работу по актуализации нормативного регулирования в отрасли и формированию национальных проектов. Национальные проекты в России представляют собой стратегические инициативы и федеральные программы, выдвигаемые президентом и правительством РФ для решения социально-экономических задач и поддержки ключевых отраслей экономики.
В рамках программы развития станкоинструментальной промышленности и робототехники в 2023 году объем производства станкоинструментальной продукции увеличился на 60%, а выпуск робототехнических изделий вырос более чем на 50%. Эти достижения стали основанием для трансформации программы в национальный проект.
В 2024 году под руководством председателя правительства Михаила Мишустина прошла стратегическая сессия, посвященная национальному проекту «Средства производства и автоматизации». Основной целью этого проекта является обеспечение предприятий обрабатывающей промышленности передовыми технологическими решениями. Одним из ключевых результатов реализации проекта должно стать достижение показателей, определенных президентом в области технологического лидерства, а также продвижение роботизации производств и вхождение России в число 25 ведущих стран мира по уровню плотности роботизации (145 роботов на 10 000 работников) к 2030 году.
Национальный проект включает три федеральных направления: средства производства и инструментальная промышленность, робототехника и подготовка кадров.
По итогам сессии ряду министерств, включая Минпромторг, Минздрав, Минсельхоз, Минэнерго и ГК «Роскосмос», были даны следующие поручения:
-
Определить квалифицированных заказчиков, способных обеспечить долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, и определить объемы этого спроса.
-
Провести анализ существующих мер поддержки и предложить эффективные меры на период до 2030 года, включая меры нетарифного характера, направленные на защиту отечественного рынка.
-
Разработать и направить методики расчета показателей национального проекта, включая показатель плотности роботизации.
-
Предложить меры для совершенствования системы подтверждения производства станкоинструментальной продукции и промышленных роботов на территории России.
5 декабря 2024 года на заседании Совета при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам Михаил Мишустин и члены правительства представили президенту новые национальные проекты. Восемь из них направлены на достижение технологического суверенитета страны и предусматривают создание конкретных перечней продукции для обеспечения долгосрочного спроса на отечественные технологии.