Атлас робототехники: актуальность развития рынка

В последнем номере журнала «Мир робототехники» мы опубликовали одну из частей готовящегося Атласа робототехники.

3. Актуальность развития рынка робототехники и систем искусственного интеллекта в России, вызовы, угрозы и возможности.


1.1         Актуальность

Актуальность развития отечественной робототехники, включая ее применение в военной сфере, обусловлена воздействием ряда факторов: географических, демографических, внешнеполитических и технологических. Современная обстановка, характеризующаяся усилением политической и экономической конкуренции, ростом числа локальных и глобальных конфликтов, а также ужесточением санкционного давления, требует от отечественных специалистов, разработчиков и заказчиков оперативной и эффективной реакции на вызовы мирового технологического прогресса в этой высокотехнологичной области.

Глобальный рынок робототехники демонстрирует устойчивый рост, чему способствует развитие технологий искусственного интеллекта (AI) и автоматизации. По данным аналитиков, основными драйверами роста являются увеличивающийся спрос на автоматизацию в таких отраслях, как производство, здравоохранение и сельское хозяйство. Интеграция AI и машинного обучения позволяет разрабатывать более интеллектуальные и автономные робототехнические системы, что приводит к повышению их эффективности и снижению издержек. Региональный анализ рынка показывает, что лидирующими регионами остаются Северная Америка и Европа, в то время как Азия демонстрирует наиболее стремительное развитие благодаря активной индустриализации и масштабному внедрению автоматизации.

Однако, несмотря на возрастающую необходимость в создании и внедрении современных робототехнических комплексов (РТК), российская промышленная база, ориентированная на их серийное производство, все еще находится на этапе формирования. Зависимость отечественных РТК от импортных комплектующих, доля которых составляет до 75% стоимости изделия, усугубляет существующее технологическое отставание России, которое оценивается в среднем в 5–7 лет.

Тем не менее растущая доля IT-сектора в российской экономике, увеличившаяся с 1,6% в 2023 году до прогнозируемых 1,8% в 2024 году, создает благоприятные условия для развития робототехники. Укрепление технологической базы, чему способствует рост облачных технологий (CAGR 31%) и увеличение потребления инфраструктурных и платформенных сервисов, может стать значимым фактором ускорения разработки и внедрения РТК. Современные робототехнические системы все чаще используют облачные платформы для обработки и хранения данных, что открывает новые горизонты для их применения в различных отраслях.

Вместе с тем растущий спрос на IT-услуги, такие как консалтинг, системная интеграция и поддержка инфраструктуры, порождает не только новые возможности, но и дополнительные вызовы. Для их эффективного преодоления требуется развитие кадрового потенциала, совершенствование инфраструктуры и реализация мер, направленных на сокращение технологического отставания. Необходимо также создавать линейки типовых РТК различного базирования, соответствующих современным и перспективным требованиям.

1.2         Слабые стороны и угрозы развития РТК в РФ:

  • санкционная политика развитых стран и геополитический раскол, углубление проблем в образовании и науке, ускорение утечки мозгов, а также интенсификация мировой гонки технологий;

  • глобализация и нарушение цепочек поставок, комплектующих и технологий;

  • отсутствие интереса частных инвесторов к развитию РТК и технологий;

  • эмиграция квалифицированных специалистов;

  • низкая скорость и высокая стоимость прототипирования;

  • дефицит мощностей отечественного передового производства;

  • низкий уровень масштабирования продуктов;

  • недостаток молодых квалифицированных и преподавательских кадров, устаревание образовательных программ вузов;

  • отсутствие полной национальной стратегии развития робототехники и образовательных программ в области робототехники;

  • низкая культура промышленного дизайна;

  • дешевая рабочая сила, не имеющая адекватной замены;

  • бюджетные ограничения в компаниях, нерешительность и нежелание следовать мировым тенденциям, боязнь всего нового;

  • отсутствие многолетнего опыта, причем как в аппаратной, так и в программной части, в результате чего собственное полноценное производство роботов пока отстает;

  • отсутствие нормативной базы в российском законодательстве;

  • ограниченное число передовых производств, которые могли бы являться потенциальными потребителями индустриальных роботов;

  • зачастую устаревшие подходы к принятию решений на фокусных предприятиях-потребителях;

  • недостаток кадров, способных работать с роботами;

  • лица, принимающие решения, не имеют необходимых знаний для принятия осознанных решений о технологической модернизации и роботизации;

  • отсутствие поддерживающей экосистемы, что приводит к вынужденной необходимости работать на западных решениях и компонентах, к дорогому созданию прототипов и т. п.


1.3         Сильные стороны и возможности развития РТК в РФ:

  • сильная отечественная инженерная школа — конструирование и программирование;

  • растет популярность инженерного образования;

  • умение решать сложные и уникальные технические задачи;

  • отечественные изобретения обладают технологическим преимуществом;

  • легкость адаптации населения к новым технологиям и решениям;

  • позитивное отношение к роботам, которые рассматриваются как помощники, а не конкуренты;

  • большое количество стартапов в секторе разработки роботов с низким уровнем конкуренции;

  • отсутствие устоявшихся лидеров на мировом рынке сервисной робототехники;

  • невысокая производительность труда создает большой потенциал для модернизации производства;

  • возможности для радикального повышения производительности труда;

  • доступная электроэнергия и металлы;

  • возможность производить и внедрять робототехнические решения с меньшей стоимостью;

  • расширение областей применения робототехники в новых рыночных нишах;

  • значительный потенциал для разработки, внедрения и экспорта робототехнических решений для добывающей промышленности, сельского хозяйства, атомной энергетики, авиа- и судостроения;

  • сильный сервисный сектор экономики;

  • емкая ниша для роботизации розничной торговли и сферы услуг.

1.4         Аспекты состояния и развития рынка робототехники РФ

3.1.1     Текущее состояние нормативных документов по РТК

Сложившаяся практика создания отечественных изделий робототехники сегодня по характеру близка к недостаточно управляемой эволюции и требует значительных усилий для координации и объединения компетенций с участием заказчиков и разработчиков в различных областях науки, техники и технологий. На систематизацию таких усилий направлено несколько программ:

1. Комплексная целевая программа Развития приоритетного технологического направления «Технологии робототехнических комплексов военного назначения».

Разработчик комплексной целевой программы — Фонд перспективных исследований (Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники) во взаимодействии с экспертным сообществом. Программа установленным порядком согласована и утверждена.

Статус программы — для служебного пользования.

Комплексная целевая программа (КЦП) Развития приоритетного технологического направления «Технологии робототехнических комплексов военного назначения».

2. Стратегия развития робототехники в Российской Федерации на период до 2030 года.

Разработчик комплексной целевой программы — Совет РАН по приоритетному направлению Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации «Переход к цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам, новым материалам и способам конструирования, создание систем обработки больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта», Национальная ассоциация участников рынка робототехники во взаимодействии с экспертным сообществом.

Статус стратегии — открытая, в стадии обсуждения и согласования.

В основу КЦП «Технологии робототехнических комплексов военного назначения» положен проект Программы развития ключевых технологий робототехники, необходимых для создания робототехнических комплексов нового поколения, разработанный в соответствии с п. 5 протокола совещания у председателя правительства Российской Федерации Д. А. Медведева от 17 сентября 2014 года № ДМ-П7-67 пр.

С целью формирования и проведения единой технической политики в области военной робототехники в 2017 году распоряжением правительства Российской Федерации было образовано приоритетное технологическое направление «Технологии робототехнических комплексов военного назначения» и 19 сентября 2017 года Военно-промышленной комиссией Российской Федерации назначен его руководитель. Структура настоящей программы увязана с перечнем разделов приоритетного технологического направления, который утвержден председателем научно-технического совета Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Ю. М. Михайловым 15 февраля 2018 года и включает в себя:

  1. Энергообеспечение робототехнических комплексов (РТК);

  2. Системы управления РТК;

  3. Средства связи и передачи данных РТК;

  4. Системы навигации и наведения РТК;

  5. Датчики внутреннего состояния РТК;

  6. Системы технического зрения РТК;

  7. Пункты управления и интерфейсы «робот – оператор»;

  8. Бортовые вычислители РТК;

  9. Привода, двигатели и манипуляторы РТК;

  10. Моделирование и испытания РТК.

В соответствии с предложением Совета приоритетного технологического направления, в настоящий проект включен дополнительный раздел «Системные вопросы робототехнических комплексов», по которому предусмотрены соответствующие мероприятия. Обоснованность данного мнения обусловлена двумя факторами:

1. Наличием недостатков, препятствующих развитию технологий робототехники, имеющих общесистемный характер, таких как, например, определение разумной степени унификации базовых элементов и финальных изделий РТК, системное моделирование их применения и оценка его эффективности;

2. Прогрессом развития робототехники и ее технологий, который приводит к появлению решений, присущих многосредным РТК, к развитию технологий и вариантов конструкции базовых элементов РТК, в значительной степени инвариантных к среде применения.


3.1.1.1. Национальные проекты Российской Федерации

В 2024 году правительство РФ проводило последовательную работу по актуализации нормативного регулирования в отрасли и формированию национальных проектов. Национальные проекты в России представляют собой стратегические инициативы и федеральные программы, выдвигаемые президентом и правительством РФ для решения социально-экономических задач и поддержки ключевых отраслей экономики.

В рамках программы развития станкоинструментальной промышленности и робототехники в 2023 году объем производства станкоинструментальной продукции увеличился на 60%, а выпуск робототехнических изделий вырос более чем на 50%. Эти достижения стали основанием для трансформации программы в национальный проект.

В 2024 году под руководством председателя правительства Михаила Мишустина прошла стратегическая сессия, посвященная национальному проекту «Средства производства и автоматизации». Основной целью этого проекта является обеспечение предприятий обрабатывающей промышленности передовыми технологическими решениями. Одним из ключевых результатов реализации проекта должно стать достижение показателей, определенных президентом в области технологического лидерства, а также продвижение роботизации производств и вхождение России в число 25 ведущих стран мира по уровню плотности роботизации (145 роботов на 10 000 работников) к 2030 году.

Национальный проект включает три федеральных направления: средства производства и инструментальная промышленность, робототехника и подготовка кадров.

По итогам сессии ряду министерств, включая Минпромторг, Минздрав, Минсельхоз, Минэнерго и ГК «Роскосмос», были даны следующие поручения:

  • Определить квалифицированных заказчиков, способных обеспечить долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию, и определить объемы этого спроса.

  • Провести анализ существующих мер поддержки и предложить эффективные меры на период до 2030 года, включая меры нетарифного характера, направленные на защиту отечественного рынка.

  • Разработать и направить методики расчета показателей национального проекта, включая показатель плотности роботизации.

  • Предложить меры для совершенствования системы подтверждения производства станкоинструментальной продукции и промышленных роботов на территории России.

5 декабря 2024 года на заседании Совета при президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам Михаил Мишустин и члены правительства представили президенту новые национальные проекты. Восемь из них направлены на достижение технологического суверенитета страны и предусматривают создание конкретных перечней продукции для обеспечения долгосрочного спроса на отечественные технологии.

30.04.2025
Фото: Midjourney

Мы рекомендуем: