";123 Array
(
    [NAME] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр 
    [~NAME] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр 
    [TAGS] => социокультурный аспект, искусственный интеллект
    [~TAGS] => социокультурный аспект, искусственный интеллект
    [PREVIEW_TEXT] => 

В мире, где технологический прогресс открывает перед человеком новые горизонты, искусство и наука переплетаются все теснее, рождая нечто удивительное. Не так давно на театральные подмостки в качестве полноправных актеров вышли роботы.

[~PREVIEW_TEXT] =>

В мире, где технологический прогресс открывает перед человеком новые горизонты, искусство и наука переплетаются все теснее, рождая нечто удивительное. Не так давно на театральные подмостки в качестве полноправных актеров вышли роботы.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1127 [TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 512 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 66690 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49 [FILE_NAME] => TEATR.jpg [ORIGINAL_NAME] => ТЕАТР.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b6fa2977af5ddbea7527fa388ba4f410 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [ALT] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр ) [~PREVIEW_PICTURE] => 1127 [DETAIL_TEXT] =>

С каждым днем идея взаимодействия человека и машины становится все более реальной. Теперь, когда роботы начинают выступать в роли актеров, они открывают новую главу в истории перформативных искусств. Этот прорыв не только демонстрирует возможности современных технологий, но и заставляет задуматься о границах человеческого творчества.

Машины вышли на сцену в начале XXI века. Одно из первых появлений роботов в качестве полноценных персонажей состоялось в 2006 году. Труппа Братьев Корбюзье в Нью-Йорке поставила спектакль по пьесе Элизабет Меривезер «Хеддатрон». Постановка рассказывает о беременной домохозяйке Джейн Гордон, которую похищают и увозят в джунгли Южной Америки роботы. Там машины заставляют женщину играть главную роль в своей пьесе.

Постановка путешествовала по всей Северной Америке, приобретя невероятный успех, а роботов стали чаще внедрять в театральное искусство. В 2013 и 2014 годах в США дважды ставили пьесу Франчески Таленти «Сверхъестественная долина» с участием антропоморфного робота-актера по имени Теспиан (серия RoboThespian компании Engineered Arts из Великобритании).

Со временем роботы вышли за пределы драматического театра. В 2015 году в берлинской Комической опере была исполнена опера «Моя квадратная леди». Звездой этой пьесы, вдохновленной мюзиклом «Моя прекрасная леди» и пьесой Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион», был Мион (Myon), разработанный берлинской The Neurorobotics Research Laboratory. Это модульный андроид, одна из ключевых особенностей которого — полностью автономные части тела, каждая из которых оснащена собственным источником энергии, вычислительной мощностью и топологией нейронной сети.

Мион прошел специальное обучение, чтобы вести себя на сцене как человек. Удивительно, что робот действовал полностью автономно: никто не контролировал его за сценой. Мион даже научился подстраиваться под аккомпанемент оркестра, двигаться по сцене и реагировать на визуальные и звуковые сигналы.

Упомянутые ранее RoboThespian являются частью актерского состава Центра науки «Коперник» в Варшаве. Роботы полностью программируются и «играют» на основе алгоритмов и кода. Светодиодная подсветка заменяет им костюмы.

В роботизированном театре посетители могут увидеть постановки произведений Станислава Лема и Ганса Христиана Андерсена. Дебютным спектаклем RoboThespian стал «Двигатели смерти» по Станиславу Лему, где они сыграли самих себя.

Говоря о человекоподобных роботах, многие вспоминают Японию — именно здесь разработка таких устройств и последующая интеграция в общество достигли немыслимых масштабов. Конечно, их внедряют и в развлекательную сферу, в том числе, в театр. Один из самых известных японских режиссеров Оридза Хирата недавно использовал роботов в своих постановках.

Первый результат совместной работы с Хироси Исигуро, руководителем лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки, — спектакль «Я, рабочий» — был представлен в 2008 году. Действие происходит в недалеком будущем. В центре сюжета — повседневная жизнь супружеской пары с двумя сервисными роботами Такео и Момоко.

Самый известный и широко обсуждаемый японский спектакль из серии «Театр роботов» — «Сайонара» — был выпущен в 2010 году. Этот получасовой минималистский дуэт актрисы Брайерли Лонг и андроида Geminoid F рассказывает историю молодой женщины с неизлечимой болезнью, чей отец покупает робота ей для компании. Чтобы утешить женщину, андроид читает стихи.

Робот Geminoid F, созданный Хироси Исигуро, считается одним из самых реалистичных. Обычно машина управляется дистанционно, но на сцене она работала по заранее написанной программе. Из-за этого живым актерам приходилось подстраиваться под реплики андроида.

Кстати, многие зрители не поняли, что на сцене были роботы, так что ставка на реалистичность андроида сыграла. 

В России театры тоже начали интегрировать современные технологии в постановки.

Иван Заславец и Ирина Криворукова известны адаптацией чеховских произведений для сцены. Они были удостоены номинации на премию «Золотая маска» за экспериментальную постановку «Робот Костя 2.0» по мотивам «Чайки» Антона Чехова. Первая версия спектакля была создана в рамках свободной программы Летнего международного фестиваля искусств «Точка доступа». Позже проект дорос до сцены Александринского театра.

Разнообразные роботы и кинетические системы делают интерпретацию классики уникальной. Работая с этими робоартистами, театральная команда изучала их движения и способы выражения эмоций, чтобы научить их материалу «Чайки», приспособленному под язык и возможности устройств.

Создатели «Робота Кости» в 2023 году представили еще одну необычную постановку — «В ученом обществе», вдохновленную рассказом Чехова «Каштанка». Премьера состоялась в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Формы диалога». В этой интерпретации классическое произведение ожило в исполнении четырех роботов-собак и одного актера. Главные роли достались механическим четвероногим.

Роль Каштанки исполнил робот Unitree A1. Остальные персонажи — цирковой гусь, кот и свинья — также были представлены роботами, каждый из которых находился под контролем своего оператора. Для обеспечения бесперебойной работы машины перед началом представления зрителей попросили отключить Wi-Fi и Bluetooth на своих устройствах. В течение часа публика погружалась в историю, видя ее глазами роботизированной Каштанки. Велась трансляция изображения с камеры робота на стены зала.

Перенесемся в столицу Чувашской республики. В Чебоксарах в Чувашском театре оперы и балета представили оперу «Главный вопрос», одну из главных ролей в которой исполнил робот-собака.

Внедрение робота-артиста в постановку потребовало значительных усилий. Приобретенный у китайского производителя, робот изначально вызывал вопросы в плане взаимодействия с человеком на сцене. В итоге создатели решили сосредоточиться на использовании искусственного интеллекта, исключив живых актеров из этой сцены. В течение 11 минут робот-собака один взаимодействует со зрителями, исследуя темы дружбы, поиска и принадлежности, что добавляет спектаклю особую эмоциональную глубину.

В мире искусства границы возможного непрерывно расширяются, и использование роботов в театральной индустрии подтверждает этот тренд. Впервые в истории на сцену вышли актеры, чьи действия определяются не сердцем и разумом, а алгоритмами и механизмами. 

Роботы-актеры не только демонстрируют впечатляющие технические возможности, но и ставят перед нами вопросы о сущности искусства. Способны ли машины на творчество? Могут ли они передать глубину человеческих эмоций? Как изменится восприятие аудиторией искусства, когда на сцене рядом с живыми актерами будут выступать и их искусственные коллеги?

[~DETAIL_TEXT] =>

С каждым днем идея взаимодействия человека и машины становится все более реальной. Теперь, когда роботы начинают выступать в роли актеров, они открывают новую главу в истории перформативных искусств. Этот прорыв не только демонстрирует возможности современных технологий, но и заставляет задуматься о границах человеческого творчества.

Машины вышли на сцену в начале XXI века. Одно из первых появлений роботов в качестве полноценных персонажей состоялось в 2006 году. Труппа Братьев Корбюзье в Нью-Йорке поставила спектакль по пьесе Элизабет Меривезер «Хеддатрон». Постановка рассказывает о беременной домохозяйке Джейн Гордон, которую похищают и увозят в джунгли Южной Америки роботы. Там машины заставляют женщину играть главную роль в своей пьесе.

Постановка путешествовала по всей Северной Америке, приобретя невероятный успех, а роботов стали чаще внедрять в театральное искусство. В 2013 и 2014 годах в США дважды ставили пьесу Франчески Таленти «Сверхъестественная долина» с участием антропоморфного робота-актера по имени Теспиан (серия RoboThespian компании Engineered Arts из Великобритании).

Со временем роботы вышли за пределы драматического театра. В 2015 году в берлинской Комической опере была исполнена опера «Моя квадратная леди». Звездой этой пьесы, вдохновленной мюзиклом «Моя прекрасная леди» и пьесой Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион», был Мион (Myon), разработанный берлинской The Neurorobotics Research Laboratory. Это модульный андроид, одна из ключевых особенностей которого — полностью автономные части тела, каждая из которых оснащена собственным источником энергии, вычислительной мощностью и топологией нейронной сети.

Мион прошел специальное обучение, чтобы вести себя на сцене как человек. Удивительно, что робот действовал полностью автономно: никто не контролировал его за сценой. Мион даже научился подстраиваться под аккомпанемент оркестра, двигаться по сцене и реагировать на визуальные и звуковые сигналы.

Упомянутые ранее RoboThespian являются частью актерского состава Центра науки «Коперник» в Варшаве. Роботы полностью программируются и «играют» на основе алгоритмов и кода. Светодиодная подсветка заменяет им костюмы.

В роботизированном театре посетители могут увидеть постановки произведений Станислава Лема и Ганса Христиана Андерсена. Дебютным спектаклем RoboThespian стал «Двигатели смерти» по Станиславу Лему, где они сыграли самих себя.

Говоря о человекоподобных роботах, многие вспоминают Японию — именно здесь разработка таких устройств и последующая интеграция в общество достигли немыслимых масштабов. Конечно, их внедряют и в развлекательную сферу, в том числе, в театр. Один из самых известных японских режиссеров Оридза Хирата недавно использовал роботов в своих постановках.

Первый результат совместной работы с Хироси Исигуро, руководителем лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки, — спектакль «Я, рабочий» — был представлен в 2008 году. Действие происходит в недалеком будущем. В центре сюжета — повседневная жизнь супружеской пары с двумя сервисными роботами Такео и Момоко.

Самый известный и широко обсуждаемый японский спектакль из серии «Театр роботов» — «Сайонара» — был выпущен в 2010 году. Этот получасовой минималистский дуэт актрисы Брайерли Лонг и андроида Geminoid F рассказывает историю молодой женщины с неизлечимой болезнью, чей отец покупает робота ей для компании. Чтобы утешить женщину, андроид читает стихи.

Робот Geminoid F, созданный Хироси Исигуро, считается одним из самых реалистичных. Обычно машина управляется дистанционно, но на сцене она работала по заранее написанной программе. Из-за этого живым актерам приходилось подстраиваться под реплики андроида.

Кстати, многие зрители не поняли, что на сцене были роботы, так что ставка на реалистичность андроида сыграла. 

В России театры тоже начали интегрировать современные технологии в постановки.

Иван Заславец и Ирина Криворукова известны адаптацией чеховских произведений для сцены. Они были удостоены номинации на премию «Золотая маска» за экспериментальную постановку «Робот Костя 2.0» по мотивам «Чайки» Антона Чехова. Первая версия спектакля была создана в рамках свободной программы Летнего международного фестиваля искусств «Точка доступа». Позже проект дорос до сцены Александринского театра.

Разнообразные роботы и кинетические системы делают интерпретацию классики уникальной. Работая с этими робоартистами, театральная команда изучала их движения и способы выражения эмоций, чтобы научить их материалу «Чайки», приспособленному под язык и возможности устройств.

Создатели «Робота Кости» в 2023 году представили еще одну необычную постановку — «В ученом обществе», вдохновленную рассказом Чехова «Каштанка». Премьера состоялась в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Формы диалога». В этой интерпретации классическое произведение ожило в исполнении четырех роботов-собак и одного актера. Главные роли достались механическим четвероногим.

Роль Каштанки исполнил робот Unitree A1. Остальные персонажи — цирковой гусь, кот и свинья — также были представлены роботами, каждый из которых находился под контролем своего оператора. Для обеспечения бесперебойной работы машины перед началом представления зрителей попросили отключить Wi-Fi и Bluetooth на своих устройствах. В течение часа публика погружалась в историю, видя ее глазами роботизированной Каштанки. Велась трансляция изображения с камеры робота на стены зала.

Перенесемся в столицу Чувашской республики. В Чебоксарах в Чувашском театре оперы и балета представили оперу «Главный вопрос», одну из главных ролей в которой исполнил робот-собака.

Внедрение робота-артиста в постановку потребовало значительных усилий. Приобретенный у китайского производителя, робот изначально вызывал вопросы в плане взаимодействия с человеком на сцене. В итоге создатели решили сосредоточиться на использовании искусственного интеллекта, исключив живых актеров из этой сцены. В течение 11 минут робот-собака один взаимодействует со зрителями, исследуя темы дружбы, поиска и принадлежности, что добавляет спектаклю особую эмоциональную глубину.

В мире искусства границы возможного непрерывно расширяются, и использование роботов в театральной индустрии подтверждает этот тренд. Впервые в истории на сцену вышли актеры, чьи действия определяются не сердцем и разумом, а алгоритмами и механизмами. 

Роботы-актеры не только демонстрируют впечатляющие технические возможности, но и ставят перед нами вопросы о сущности искусства. Способны ли машины на творчество? Могут ли они передать глубину человеческих эмоций? Как изменится восприятие аудиторией искусства, когда на сцене рядом с живыми актерами будут выступать и их искусственные коллеги?

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 1128 [TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 800 [WIDTH] => 1600 [FILE_SIZE] => 68221 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb [FILE_NAME] => TEATR.jpg [ORIGINAL_NAME] => ТЕАТР.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 3f8f2dfb50b575e4d09ba8088b36b28b [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [ALT] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр ) [~DETAIL_PICTURE] => 1128 [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 14:07:13 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 14:07:13 [ID] => 486 [~ID] => 486 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => 10 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 10 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [~TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [ACTIVE_FROM_X] => 2024-04-05 14:07:13 [~ACTIVE_FROM_X] => 2024-04-05 14:07:13 [ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 14:07:13 [~ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 14:07:13 [LIST_PAGE_URL] => / [~LIST_PAGE_URL] => / [DETAIL_PAGE_URL] => /cyberpunk/vmesto-serdtsa-i-chuvstv-algoritmy-i-kod-kak-roboty-pokoryayut-teatr-/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /cyberpunk/vmesto-serdtsa-i-chuvstv-algoritmy-i-kod-kak-roboty-pokoryayut-teatr-/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => vmesto-serdtsa-i-chuvstv-algoritmy-i-kod-kak-roboty-pokoryayut-teatr- [~CODE] => vmesto-serdtsa-i-chuvstv-algoritmy-i-kod-kak-roboty-pokoryayut-teatr- [EXTERNAL_ID] => 486 [~EXTERNAL_ID] => 486 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [ELEMENT_META_TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр ) [FIELDS] => Array ( [NAME] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [TAGS] => социокультурный аспект, искусственный интеллект [PREVIEW_TEXT] =>

В мире, где технологический прогресс открывает перед человеком новые горизонты, искусство и наука переплетаются все теснее, рождая нечто удивительное. Не так давно на театральные подмостки в качестве полноправных актеров вышли роботы.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 1127 [TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 512 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 66690 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49 [FILE_NAME] => TEATR.jpg [ORIGINAL_NAME] => ТЕАТР.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => b6fa2977af5ddbea7527fa388ba4f410 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/372/d58p4amjjl74jh7hd6t6o7gz06fwby49/TEATR.jpg [ALT] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр ) [DETAIL_TEXT] =>

С каждым днем идея взаимодействия человека и машины становится все более реальной. Теперь, когда роботы начинают выступать в роли актеров, они открывают новую главу в истории перформативных искусств. Этот прорыв не только демонстрирует возможности современных технологий, но и заставляет задуматься о границах человеческого творчества.

Машины вышли на сцену в начале XXI века. Одно из первых появлений роботов в качестве полноценных персонажей состоялось в 2006 году. Труппа Братьев Корбюзье в Нью-Йорке поставила спектакль по пьесе Элизабет Меривезер «Хеддатрон». Постановка рассказывает о беременной домохозяйке Джейн Гордон, которую похищают и увозят в джунгли Южной Америки роботы. Там машины заставляют женщину играть главную роль в своей пьесе.

Постановка путешествовала по всей Северной Америке, приобретя невероятный успех, а роботов стали чаще внедрять в театральное искусство. В 2013 и 2014 годах в США дважды ставили пьесу Франчески Таленти «Сверхъестественная долина» с участием антропоморфного робота-актера по имени Теспиан (серия RoboThespian компании Engineered Arts из Великобритании).

Со временем роботы вышли за пределы драматического театра. В 2015 году в берлинской Комической опере была исполнена опера «Моя квадратная леди». Звездой этой пьесы, вдохновленной мюзиклом «Моя прекрасная леди» и пьесой Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион», был Мион (Myon), разработанный берлинской The Neurorobotics Research Laboratory. Это модульный андроид, одна из ключевых особенностей которого — полностью автономные части тела, каждая из которых оснащена собственным источником энергии, вычислительной мощностью и топологией нейронной сети.

Мион прошел специальное обучение, чтобы вести себя на сцене как человек. Удивительно, что робот действовал полностью автономно: никто не контролировал его за сценой. Мион даже научился подстраиваться под аккомпанемент оркестра, двигаться по сцене и реагировать на визуальные и звуковые сигналы.

Упомянутые ранее RoboThespian являются частью актерского состава Центра науки «Коперник» в Варшаве. Роботы полностью программируются и «играют» на основе алгоритмов и кода. Светодиодная подсветка заменяет им костюмы.

В роботизированном театре посетители могут увидеть постановки произведений Станислава Лема и Ганса Христиана Андерсена. Дебютным спектаклем RoboThespian стал «Двигатели смерти» по Станиславу Лему, где они сыграли самих себя.

Говоря о человекоподобных роботах, многие вспоминают Японию — именно здесь разработка таких устройств и последующая интеграция в общество достигли немыслимых масштабов. Конечно, их внедряют и в развлекательную сферу, в том числе, в театр. Один из самых известных японских режиссеров Оридза Хирата недавно использовал роботов в своих постановках.

Первый результат совместной работы с Хироси Исигуро, руководителем лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки, — спектакль «Я, рабочий» — был представлен в 2008 году. Действие происходит в недалеком будущем. В центре сюжета — повседневная жизнь супружеской пары с двумя сервисными роботами Такео и Момоко.

Самый известный и широко обсуждаемый японский спектакль из серии «Театр роботов» — «Сайонара» — был выпущен в 2010 году. Этот получасовой минималистский дуэт актрисы Брайерли Лонг и андроида Geminoid F рассказывает историю молодой женщины с неизлечимой болезнью, чей отец покупает робота ей для компании. Чтобы утешить женщину, андроид читает стихи.

Робот Geminoid F, созданный Хироси Исигуро, считается одним из самых реалистичных. Обычно машина управляется дистанционно, но на сцене она работала по заранее написанной программе. Из-за этого живым актерам приходилось подстраиваться под реплики андроида.

Кстати, многие зрители не поняли, что на сцене были роботы, так что ставка на реалистичность андроида сыграла. 

В России театры тоже начали интегрировать современные технологии в постановки.

Иван Заславец и Ирина Криворукова известны адаптацией чеховских произведений для сцены. Они были удостоены номинации на премию «Золотая маска» за экспериментальную постановку «Робот Костя 2.0» по мотивам «Чайки» Антона Чехова. Первая версия спектакля была создана в рамках свободной программы Летнего международного фестиваля искусств «Точка доступа». Позже проект дорос до сцены Александринского театра.

Разнообразные роботы и кинетические системы делают интерпретацию классики уникальной. Работая с этими робоартистами, театральная команда изучала их движения и способы выражения эмоций, чтобы научить их материалу «Чайки», приспособленному под язык и возможности устройств.

Создатели «Робота Кости» в 2023 году представили еще одну необычную постановку — «В ученом обществе», вдохновленную рассказом Чехова «Каштанка». Премьера состоялась в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Формы диалога». В этой интерпретации классическое произведение ожило в исполнении четырех роботов-собак и одного актера. Главные роли достались механическим четвероногим.

Роль Каштанки исполнил робот Unitree A1. Остальные персонажи — цирковой гусь, кот и свинья — также были представлены роботами, каждый из которых находился под контролем своего оператора. Для обеспечения бесперебойной работы машины перед началом представления зрителей попросили отключить Wi-Fi и Bluetooth на своих устройствах. В течение часа публика погружалась в историю, видя ее глазами роботизированной Каштанки. Велась трансляция изображения с камеры робота на стены зала.

Перенесемся в столицу Чувашской республики. В Чебоксарах в Чувашском театре оперы и балета представили оперу «Главный вопрос», одну из главных ролей в которой исполнил робот-собака.

Внедрение робота-артиста в постановку потребовало значительных усилий. Приобретенный у китайского производителя, робот изначально вызывал вопросы в плане взаимодействия с человеком на сцене. В итоге создатели решили сосредоточиться на использовании искусственного интеллекта, исключив живых актеров из этой сцены. В течение 11 минут робот-собака один взаимодействует со зрителями, исследуя темы дружбы, поиска и принадлежности, что добавляет спектаклю особую эмоциональную глубину.

В мире искусства границы возможного непрерывно расширяются, и использование роботов в театральной индустрии подтверждает этот тренд. Впервые в истории на сцену вышли актеры, чьи действия определяются не сердцем и разумом, а алгоритмами и механизмами. 

Роботы-актеры не только демонстрируют впечатляющие технические возможности, но и ставят перед нами вопросы о сущности искусства. Способны ли машины на творчество? Могут ли они передать глубину человеческих эмоций? Как изменится восприятие аудиторией искусства, когда на сцене рядом с живыми актерами будут выступать и их искусственные коллеги?

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 1128 [TIMESTAMP_X] => 22.04.2024 14:32:22 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 800 [WIDTH] => 1600 [FILE_SIZE] => 68221 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb [FILE_NAME] => TEATR.jpg [ORIGINAL_NAME] => ТЕАТР.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 3f8f2dfb50b575e4d09ba8088b36b28b [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/6fa/452kajj73h6e74lx825mmlqjvgnxhxsb/TEATR.jpg [ALT] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 05.04.2024 14:07:13 ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2059 [VALUE] => Екатерина Александрова [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Екатерина Александрова [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2060 [VALUE] => Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_MAIN] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Картинка для Главной [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2061 [VALUE] => 1129 [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => 1129 [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для Главной [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_THEME] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Главная тема [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_THEME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главная тема [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SECT] => Array ( [ID] => 13 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => В своём разделе [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SECT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В своём разделе [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO_YOU] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Видео youtobe [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_YOU [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео youtobe [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2059 [VALUE] => Екатерина Александрова [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Екатерина Александрова [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Екатерина Александрова ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 2060 [VALUE] => Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_s1 [~CODE] => news_s1 [API_CODE] => [~API_CODE] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => [~LIST_PAGE_URL] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 [TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => roboticsworld.ru [~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [CODE] => cyberpunk [~CODE] => cyberpunk [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 350 [~SORT] => 350 [NAME] => Киберпанк [~NAME] => Киберпанк [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /cyberpunk [~SECTION_PAGE_URL] => /cyberpunk [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Киберпанк [ELEMENT_META_TITLE] => Киберпанк ) ) ) ) [SECTION_URL] => /cyberpunk [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [BROWSER_TITLE] => Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

Вместо сердца и чувств — алгоритмы и код. Как роботы покоряют театр

В мире, где технологический прогресс открывает перед человеком новые горизонты, искусство и наука переплетаются все теснее, рождая нечто удивительное. Не так давно на театральные подмостки в качестве полноправных актеров вышли роботы.

С каждым днем идея взаимодействия человека и машины становится все более реальной. Теперь, когда роботы начинают выступать в роли актеров, они открывают новую главу в истории перформативных искусств. Этот прорыв не только демонстрирует возможности современных технологий, но и заставляет задуматься о границах человеческого творчества.

Машины вышли на сцену в начале XXI века. Одно из первых появлений роботов в качестве полноценных персонажей состоялось в 2006 году. Труппа Братьев Корбюзье в Нью-Йорке поставила спектакль по пьесе Элизабет Меривезер «Хеддатрон». Постановка рассказывает о беременной домохозяйке Джейн Гордон, которую похищают и увозят в джунгли Южной Америки роботы. Там машины заставляют женщину играть главную роль в своей пьесе.

Постановка путешествовала по всей Северной Америке, приобретя невероятный успех, а роботов стали чаще внедрять в театральное искусство. В 2013 и 2014 годах в США дважды ставили пьесу Франчески Таленти «Сверхъестественная долина» с участием антропоморфного робота-актера по имени Теспиан (серия RoboThespian компании Engineered Arts из Великобритании).

Со временем роботы вышли за пределы драматического театра. В 2015 году в берлинской Комической опере была исполнена опера «Моя квадратная леди». Звездой этой пьесы, вдохновленной мюзиклом «Моя прекрасная леди» и пьесой Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион», был Мион (Myon), разработанный берлинской The Neurorobotics Research Laboratory. Это модульный андроид, одна из ключевых особенностей которого — полностью автономные части тела, каждая из которых оснащена собственным источником энергии, вычислительной мощностью и топологией нейронной сети.

Мион прошел специальное обучение, чтобы вести себя на сцене как человек. Удивительно, что робот действовал полностью автономно: никто не контролировал его за сценой. Мион даже научился подстраиваться под аккомпанемент оркестра, двигаться по сцене и реагировать на визуальные и звуковые сигналы.

Упомянутые ранее RoboThespian являются частью актерского состава Центра науки «Коперник» в Варшаве. Роботы полностью программируются и «играют» на основе алгоритмов и кода. Светодиодная подсветка заменяет им костюмы.

В роботизированном театре посетители могут увидеть постановки произведений Станислава Лема и Ганса Христиана Андерсена. Дебютным спектаклем RoboThespian стал «Двигатели смерти» по Станиславу Лему, где они сыграли самих себя.

Говоря о человекоподобных роботах, многие вспоминают Японию — именно здесь разработка таких устройств и последующая интеграция в общество достигли немыслимых масштабов. Конечно, их внедряют и в развлекательную сферу, в том числе, в театр. Один из самых известных японских режиссеров Оридза Хирата недавно использовал роботов в своих постановках.

Первый результат совместной работы с Хироси Исигуро, руководителем лаборатории интеллектуальной робототехники Университета Осаки, — спектакль «Я, рабочий» — был представлен в 2008 году. Действие происходит в недалеком будущем. В центре сюжета — повседневная жизнь супружеской пары с двумя сервисными роботами Такео и Момоко.

Самый известный и широко обсуждаемый японский спектакль из серии «Театр роботов» — «Сайонара» — был выпущен в 2010 году. Этот получасовой минималистский дуэт актрисы Брайерли Лонг и андроида Geminoid F рассказывает историю молодой женщины с неизлечимой болезнью, чей отец покупает робота ей для компании. Чтобы утешить женщину, андроид читает стихи.

Робот Geminoid F, созданный Хироси Исигуро, считается одним из самых реалистичных. Обычно машина управляется дистанционно, но на сцене она работала по заранее написанной программе. Из-за этого живым актерам приходилось подстраиваться под реплики андроида.

Кстати, многие зрители не поняли, что на сцене были роботы, так что ставка на реалистичность андроида сыграла. 

В России театры тоже начали интегрировать современные технологии в постановки.

Иван Заславец и Ирина Криворукова известны адаптацией чеховских произведений для сцены. Они были удостоены номинации на премию «Золотая маска» за экспериментальную постановку «Робот Костя 2.0» по мотивам «Чайки» Антона Чехова. Первая версия спектакля была создана в рамках свободной программы Летнего международного фестиваля искусств «Точка доступа». Позже проект дорос до сцены Александринского театра.

Разнообразные роботы и кинетические системы делают интерпретацию классики уникальной. Работая с этими робоартистами, театральная команда изучала их движения и способы выражения эмоций, чтобы научить их материалу «Чайки», приспособленному под язык и возможности устройств.

Создатели «Робота Кости» в 2023 году представили еще одну необычную постановку — «В ученом обществе», вдохновленную рассказом Чехова «Каштанка». Премьера состоялась в Московском музее современного искусства (ММОМА) на выставке «Формы диалога». В этой интерпретации классическое произведение ожило в исполнении четырех роботов-собак и одного актера. Главные роли достались механическим четвероногим.

Роль Каштанки исполнил робот Unitree A1. Остальные персонажи — цирковой гусь, кот и свинья — также были представлены роботами, каждый из которых находился под контролем своего оператора. Для обеспечения бесперебойной работы машины перед началом представления зрителей попросили отключить Wi-Fi и Bluetooth на своих устройствах. В течение часа публика погружалась в историю, видя ее глазами роботизированной Каштанки. Велась трансляция изображения с камеры робота на стены зала.

Перенесемся в столицу Чувашской республики. В Чебоксарах в Чувашском театре оперы и балета представили оперу «Главный вопрос», одну из главных ролей в которой исполнил робот-собака.

Внедрение робота-артиста в постановку потребовало значительных усилий. Приобретенный у китайского производителя, робот изначально вызывал вопросы в плане взаимодействия с человеком на сцене. В итоге создатели решили сосредоточиться на использовании искусственного интеллекта, исключив живых актеров из этой сцены. В течение 11 минут робот-собака один взаимодействует со зрителями, исследуя темы дружбы, поиска и принадлежности, что добавляет спектаклю особую эмоциональную глубину.

В мире искусства границы возможного непрерывно расширяются, и использование роботов в театральной индустрии подтверждает этот тренд. Впервые в истории на сцену вышли актеры, чьи действия определяются не сердцем и разумом, а алгоритмами и механизмами. 

Роботы-актеры не только демонстрируют впечатляющие технические возможности, но и ставят перед нами вопросы о сущности искусства. Способны ли машины на творчество? Могут ли они передать глубину человеческих эмоций? Как изменится восприятие аудиторией искусства, когда на сцене рядом с живыми актерами будут выступать и их искусственные коллеги?

05.04.2024
Екатерина Александрова
Фото: Midjourney, Sideshow theatre company, European Stages, Centrum Nauki Kopernik, The Theatre Times, researchgate, Фестиваль «Территория», Журнал «Театр», Чувашинформ

Мы рекомендуем: