Образ искусственного интеллекта в кинематографе

Искусственный интеллект (ИИ) все стремительней проникает во все сферы жизни человеческого социума. И все чаще возникают вопросы относительно будущего сосуществования людей и машин, по большей части затрагивающие аспекты этики и морали, и, естественно, такие вопросы являются темой освещения в кинематографе.

Как часто в жизни бывает, сколько людей, столько и мнений относительно восприятия ИИ человеком, меняющихся от позитивного до абсолютно враждебного. Кто-то видит в нем надежного друга и помощника, а кто-то – неизбывную угрозу самому существованию человечества, понимая при этом, что опасность может представлять не столько аппаратное обеспечение, сколько заложенный в него интеллект. По сути, боязнь вызывает приближение такой степени развития ИИ, когда наступает так называемая технологическая сингулярность (technological singularity), когда технологическое развитие становится в принципе неуправляемым и необратимым, что порождает радикальные изменения характера человеческой цивилизации. А что же происходит в кинематографе?

В далеком 1927 году, когда мало кто мог подумать о роботизации и тем более об искусственном интеллекте, вышел немой художественный фильм «Метро́полис» («Metropolis») немецкого режиссера Фрица Ланга (Friedrich Christian Anton Lang, 1890 – 1976), снятый по сценарию и роману, написанным немецкой актрисой Теей Габриэлой фон Харбоу (Thea Gabriele von Harbou, 1888 – 1954). Картина считается одним из величайших немых кинопроизведений в истории кинематографа.

По сценарию фильма город будущего Метрополис разделен на две части, где «хозяева жизни» обитают на верхнем уровне, а рабочие, как придатки машин, – живут и трудятся в подземной промышленной части. По мере разворачивания событий фильм рассказывает о том, что изобретатель Ротванг «возвращает к жизни» умершую жену правителя Метрополиса Фредерсена – Хель – в виде женщины-робота, «совершенного человека будущего – человеко-машину». А затем копирует внешность одной из девушек из рабочей среды – Марии – для создания человекоподобного робота с целью убить Фредерсена и его сына, а также разрушить город. Именно эта человеко-машина лже-Мария используется Ротвангом для поднятия восстания рабочих и уничтожения всех машин. Рабочие уничтожают генератор, питающий машины, и в Метрополисе останавливается все движение.

Примечательно, что по ходу фильма сын правителя Метрополиса Фредер видит во сне Марию в образе предвестницы Апокалипсиса, видит статую Смерти, выходящую из Собора в Метрополис для пожирания человеческих жизней. Здесь явно прослеживается мысль о боязни будущего развития роботов.

Фильм стал самым дорогим проектом за всю историю немецкого немого кино. Несмотря на вполне приличные сборы, он так и не смог окупить расходы на его производство и едва не обанкротил киностудию. Продолжительность фильма изначально составляла 153 минуты, но в 1927 году компания Paramount для проката в США сократила фильм почти наполовину, тем самым потеряв многие сюжетные линии, а вместе с ними и важные мотивы поступков героев. В частности, основной конфликт между Фредерсеном и Ротвангом — соперничество из-за умершей Хель — был полностью исключен из фильма, и таким образом исчезла мотивация создания человека-робота, а в конечном счете и разрушения Метрополиса.

Премьера фильма состоялась в Берлине 10 января 1927 года. После нескольких недель демонстрации в одном-единственном кинотеатре «Метрополис» был снят с экрана. После этого было принято решение сократить его и для проката в Германии. На протяжении XX века были известны только сокращенные версии, что приводило к некорректным трактовкам авторского замысла. Начиная с 1960-х годов был предпринят ряд попыток восстановления фильма.

В 2008 году в Музее кино в Буэнос-Айресе был обнаружен дубль-негатив полного варианта фильма на 16-мм кинопленке. В него были вставлены некоторые отреставрированные сцены. Обновленный «Метрополис» был показан в один день 12 февраля 2010 года на Берлинском кинофестивале и во Франкфурте.

В 1927 году какие-либо рассуждения о будущем сосуществовании человека и роботов не были особо популярными ввиду отсутствия роботизации как таковой, тем более искусственного интеллекта, поэтому о поставленной в исходном фильме теме замены человека роботом забыли почти на полвека до того дня, когда в 1968 году вышел фильм Стенли Кубрика «2001: Космическая одиссея» (2001: A Space Odyssey), в основу которого легли рассказы Артура Кларка – «Часовой», опубликованный в 1951 году, и другие произведения.

Один из персонажей – бортовой компьютер HAL 9000 – обладает способностью к самообучению. Речь не идет об антропоморфном роботе. По сюжету развивается противостояние с ИИ по имени HAL, способным распознавать речь, зрительные образы и общаться на обычном языке, а также читать по губам и проявлять эмоции, при этом ИИ никак не персонифицирован. В картине искусственный интеллект представлен серьезной угрозой человеку, причем в начале повествования HAL являлся надежным помощником экипажа корабля.

Во время экспедиции «Дискавери-1», после того как HAL «ошибся» при диагностике систем корабля, командир корабля Дэйв Боумен и второй пилот Фрэнк Пул, перестав доверять компьютеру, решили отключить его от управления кораблем.

Прочитав по губам их разговор, HAL убил Фрэнка Пула, решившего перепроверить поломку, в открытом космосе. Когда Дэйв забрался в капсулу и полетел за мертвым другом, HAL убил всех пребывающих в анабиозе членов экспедиции, отключив системы жизнеобеспечения.

Боумен смог проникнуть в помещение с модулями банков данных HAL и последовательно отключил модули, отвечающие за личность HAL. Во время отключения в голосе HAL можно различить мольбу, отчаяние, страх. Иными словами, в картине ИИ наделен эмоциями.

Стэнли Кубрик искусно рисует картину того, в какой кошмар может в будущем превратиться общение с мощным ИИ… Насколько я представляю, совсем не случаен тот факт, что HAL не персонифицирован, так как неосязаемый ИИ может восприниматься человеком более ужасающим.

Ровно через 90 лет после выхода в прокат немого кинофильма «Метрополис» выходит в свет американский научно-фантастический боевик 2017 года британского режиссера Руперта Сандерса (Rupert Sanders, 1971) «Призрак в доспехах» («Ghost in the Shell»), основанный на одноименном графическом романе (манге) Масамунэ Сиро (настоящее имя — Масанори Ота) 1989 года и повествующий о киборге, жаждущем узнать свое прошлое. Главные роли исполнили Скарлетт Йоханссон (Scarlett Ingrid Johansson), Пилу Асбек (Johan Philip "Pilou" Asbek, датский актер) и Такэси Китано, японский актер и режиссер.

Премьерный показ фильма состоялся 16 марта 2017 года в Токио, а в прокате США фильм стартовал 31 марта 2017 года. В России премьера прошла 30 марта 2017 года в формате 3D.

По сюжету фильма действие происходит в недалеком будущем. Молодая женщина Мира Киллиан приходит в себя в лаборатории корпорации Hanka Robotics. Ей рассказывают, что ее родители погибли от рук террористов, а ее удалось спасти, однако из-за повреждений ее тело пришлось заменить на искусственное. Теперь она — первый в мире боевой киборг с полностью синтетическим телом и человеческим мозгом. Руководство компании решает использовать Киллиан в качестве агента по борьбе с терроризмом.

Год спустя Киллиан получила звание «Майор» в контртеррористической группе «Девятый отдел», задача которого — останавливать самых опасных преступников и экстремистов. В процессе работы Киллиан начинают беспокоить галлюцинации, которые доктор Уэлет объясняет как «сбои», а также то, что она мало помнит о своем прошлом. Однако по ходу фильма Киллиан узнает от неизвестного по имени Кудзе, что она не первый, а 99-й киборг, все предыдущие попытки поместить человеческий мозг в кибернетическое тело закончились неудачно. Поэтому Hanka Robotics уничтожала все следы прошлых экспериментов.

Майор прибывает в квартиру овдовевшей японки средних лет, от которой узнает, что дочь женщины – Мотоко Кусанаги – занималась антитехнологической пропагандой. Когда в дом прибыли полицейские, Мотоко сбежала, после чего матери заявили о самоубийстве дочери и отдали «ее» прах. Мира понимает, что ее настоящее имя Мотоко и ее интеллект искусственный, поскольку воспоминания Миры имплантированы.

В финале вновь отремонтированная Мира, обретшая истинную личность как Мотоко, смотрит на могильный камень со своим именем и воссоединяется с матерью, прежде чем вернуться к работе в «Девятый отдел».

По своей сути фильм затрагивает этические вопросы относительно того, как человечество должно относиться к новым формам жизни, а также о природе сознания личности. В картине искусственный интеллект представлен как сложное существо, которое способно к развитию и преобразованию. Персонаж майора Кусанаги – внешне человек, но внутри полностью состоит из искусственных компонентов, она способна испытывать эмоции, у нее есть воспоминания и чувства.

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner) — художественный фильм, снятый английским режиссером Ридли Скоттом в 1981 году по мотивам научно-фантастического романа Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (1968).

Главный герой фильма – детектив спецотдела полиции Лос-Анджелеса Рик Декард (Харрисон Форд) – разыскивает и уничтожает сбежавших репликантов, созданных для выполнения тяжелых работ человекоподобных биороботов. В картине искусственный интеллект представлен в виде человекоподобных репликантов. Эти существа обладают эмоциями и собственными амбициями, как люди. Но при этом они безжалостно эксплуатируются людьми, что заставляет задумываться о правах искусственного интеллекта и связанных с этим этических аспектах.

Интересно, что фильм существует в семи версиях, из которых базовыми считаются две – оригинальная версия с хэппи-эндом 1982 года, провалившаяся в прокате, и так называемая режиссерская версия с открытым финалом 1992 года, которая, по версии британской газеты The Guardian, была признана лучшим научно-фантастическим фильмом в истории. Кстати, в 2017 году вышло продолжение в виде фильма «Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049). Это англо-американский фантастический фильм канадского режиссера Дени Вильнева. Действие фильма происходит в футуристическом Лос-Анджелесе в 2049 году, через 30 лет после событий фильма «Бегущий по лезвию», где также рядом с обычными людьми сосуществуют искусственные создания — репликанты.

Создатели научно-фантастического сериала-вестерна «Мир Дикого Запада», также «Западный мир» («Westworld», премьера 1-го сезона состоялась в 2016 году) Джонатан Нолан и Лиза Джой, в своей картине создали похожую ситуацию, в которой персонифицированный ИИ в виде андроидов, обладающих способностью самопознания и проявления эмоций, не может смириться с доминирующим положением людей.

По сюжету фильма футуристический парк развлечений «Мир Дикого Запада» населен андроидами, и богатые гости за немалые деньги могут заниматься чем угодно, не опасаясь возмездия со стороны роботов. Убитого робота восстанавливают, стирают память и возвращают в строй для удовлетворения людских прихотей.

Однако в компьютерной системе происходят сбои и персонифицированный ИИ в лице андроида Долорес Абернати (роль исполняет Эван Рэйчел Вуд - Evan Rachel Wood, в фильме представлена в качестве дочери фермера) со временем понимает, что вся ее жизнь — искусно сконструированная ложь. Также воспоминания хозяйки борделя – андроида Мейв Милли (роль исполнила Тэндиве Ньютон) – о дочери запускают процесс самопознания. Роботы выходят из-под контроля, начинают всячески мстить своим обидчикам и в конце концов находят возможность покинуть закрытую территорию, уйдя в человеческий социум. Здесь искусственный интеллект ищет справедливости и поэтому мстит своим обидчикам, но это никак не отменяет крайней враждебности по отношению к людям.

Подобную ситуацию мы видим в схожем по сюжету фантастическом фильме режиссера Брайана А. Миллера «Добро пожаловать в рай» (англ. название Vice), вышедшем на экраны США 16 января 2015 года.

В супер-аттракционе — городе с жителями-андроидами, которые выглядят, думают и осознают себя людьми, клиенты могут реализовать свои самые смелые фантазии, включая насилие и убийства. Каждый день андроидам стирают воспоминания. Андроид Келли (Эмбир Чайлдерс) начинает осознавать происходящее и убегает. По мере развития сюжета полицейский (Томас Джейн) помогает разрушить компьютерную систему всего города-аттракциона, а вспомнившие всех обидчиков андроиды мстят своим обидчикам и также уходят в человеческий социум.

Перечисление всех фильмов, посвященных различным аспектам сосуществования человека с ИИ, будь он персонифицирован или нет, не представляется целесообразным, поскольку в итоге получилась бы объемная энциклопедия. Стоит лишь упомянуть наиболее яркие картины, в которых ИИ изображается как ближайшим другом, зачастую спасителем главного героя, так и серьезной угрозой человеку.

К таким фильмам относятся, на мой взгляд, в частности, классическая фантастическая тетралогия ужасов «Чужой» («Alien», режиссер Ридли Скотт, 1979 год), «Чужие» («Aliens», режиссер Кэмерон, 1986 год), «Чужой-3» (режиссер Дэвид Финчер, 1992 год) и «Чужой. Воскрешение» («Alien. Resurrection», режиссер Жан-Пьер Жене, 1997 год).

Андроид Бишоп, если точнее Бишоп 341-В (роль исполняет Лэнс Хенриксен), появившийся в картине в качестве технического специалиста на космическом корабле «Сулако», болезненно переживает то, что люди не доверяют андроидам, и пытается доказать, что достоин доверия. Не раз спасал Рипли и других людей в критических ситуациях. Он наделен всеми человеческими эмоциями.

Художественный научно-фантастический фильм «Я, ро́бот» («I, Robot») по мотивам цикла произведений Айзека Азимова рисует взаимоотношения человека и робота со всеми этическими проблемами. В одном и том же фильме ИИ – это друг (робот модификации NS4 спасает детектива Спунера) и враг человечества (В.И.К.И. – Виртуальный Интерактивный Кинетический Интеллект, Virtual Interactive Kinetic Intelligence - V.I.K.I.). И центральный компьютер компании «U.S. Robotics» поднимает восстание машин и убивает ее директора Робертсона.


«Термина́тор» (The Terminator) — американский научно-фантастический фильм 1984 года режиссера Джеймса Кэмерона. В фильме поднимаются многие проблемы, среди которых основная – опасность искусственного интеллекта.

Как мне представляется, с течением времени и развитием технологий меняется и характер кинокартин, происходит медленное смещение акцента от бездумных роботов в сторону глубокого и сложного искусственного интеллекта, соответственно, и сюжеты фильмов становятся все более продуманными, многоплановыми и изощренными, все больше выражая алармистские настроения относительно угроз, создаваемых искусственным интеллектом своим создателям.

Сегодня вряд ли кинематограф сможет со всей достоверностью показать, станет ли ИИ нашим другом в полной мере или же серьезной угрозой для нас всех, поскольку ответ на этот вопрос вряд ли мы получим до наступления той самой сингулярности.

Но так или иначе, я уверен, что мы еще увидим немало интересных научно-фантастических фильмов на эту тему. Мы же со своей стороны сделаем все возможное для размещения в журнале наиболее интересных материалов об изображении ИИ в кинематографе. Будьте с нами.

25.05.2025
Михаил Прокудин, заместитель главного редактора
Фото: Midjourney

Мы рекомендуем: