Рынок труда vs хай-тек: переквалификация и адаптация

Вам робота или ехать?

Беспилотные автомобили хоть и недавно, но уже довольно плотно вплелись в повседневную жизнь человека. Они не только становятся героями выпусков технологических новостей или иллюстрациями недалекого будущего в лабораториях, но и покоряют реальные дороги.

Создатели автобеспилотников уверены, что их технологии будут востребованы в будущем у широкой аудитории, в первую очередь, потому что компьютер в перспективе сможет управлять автомобилем лучше, чем человек. Ведь по статистике не менее 80% аварий происходят по вине водителя.

И если для сферы частного транспорта такая безопасная перспектива весьма привлекательна, то в сфере такси ситуация обстоит несколько сложнее.

Основными движущими силами развития рынка роботакси являются безопасность, о которой говорилось выше, а также меньшие затраты, чем в пилотируемом такси или частном авто. Эти факторы, по мнению ряда исследователей, приведут к невероятному росту профильного рынка на 80–90% к 2030 году. Так, например, агентство The Spherical Insights сообщает, что объем рынка превысит $100 млрд к началу следующей декады.

Но такие цифры вовсе не означают, что в 2030 году все пассажиры лишатся приятной возможности поболтать с водителем на любые темы, касающиеся абсолютно всех аспектов мироздания. На самом деле, повсеместное внедрение роботакси — вопрос очень отдаленного будущего.

В первую очередь потому, что автобеспилотники очень дорогие. Несмотря на активное снижение цен в этой сфере, такие машины все еще значительно дороже традиционных такси с водителем. Причем львиная доля стоимости — это приборы, необходимые для работы автопилота: лидары, радары, различные датчики и многое другое.

Другая проблема — отсутствие инфраструктуры. Для эффективной работы роботакси необходимы соответствующие рободороги. Речь идет о специальных цифровых трассах, а также системе «общения» автомобиля с окружением — V2X (Vehicle-to-Everything, или автомобиль, подключенный ко всему). Это технология связи, которая использует два основных компонента оборудования: RSU (Roadside Unit, то есть оборудование, расположенное в фиксированных точках на дороге) и OBU (On-Board Unit, или оборудование, установленное непосредственно на автомобиле). RSU собирает данные о трафике и текущем состоянии дорожной инфраструктуры и передает их OBU. OBU, в свою очередь, обрабатывает данные от RSU, а также может передавать информацию как RSU, так и другим автомобилям.

Со всеми этими системами, кстати, связан еще один фактор сдерживания — гигантские объемы данных. The Spherical Insights отмечает, что парк роботакси из 50 автомобилей, работающих по шесть часов в день, может генерировать около 1,6 петабайта данных в день. При этом данные будут неоднородными, так как автобеспилотникам придется выполнять разнообразные и многоуровневые задачи. Хранение и обработка такого объема информации — вопрос больших ресурсов и инвестиций.

Важный фактор, о котором хотелось бы сказать, касается этической стороны вопроса. Дело в том, что далеко не все пассажиры доверятся роботу. Кроме того, внедрение беспилотных автомобилей, очевидно, оставит без работы таксистов. Правда, сегодня в России замена людей роботами в сфере такси пока не выглядит как особо острая проблема. По оценкам конца 2023 года, отрасли не хватало более 75 тысяч водителей.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что полностью роботакси захватят рынок пассажирских перевозок еще нескоро, хотя российскому сегменту это пошло бы на пользу.

Тем не менее, если попробовать пофантазировать о будущем, где роботакси полностью заменят традиционных перевозчиков, возникает вопрос: что делать живым водителям? Очевидное решение проблемы — переобучение. Причем в той же самой сфере. Как сказано выше, роботакси будут генерировать гигантское количество данных. Для работы с ними потребуются специалисты. А профессиональным таксистам, скорее всего, будет проще разобраться во всех нюансах этой информации, чем сторонним людям.

Важно отметить, что полная автономность такси, при которой робот будет принимать все решения самостоятельно, на сегодняшний день невозможна. Искусственный интеллект часто ошибается, тяжело адаптируется к меняющимся дорожным условиям, а значит, может навредить как самому автомобилю, так и пассажиру внутри.

Можно предположить, что за парком автобеспилотников будут наблюдать специальные операторы, готовые экстренно остановить машину, скорректировать действия ИИ или перехватить управление дистанционно. Это еще один путь для переквалификации сегодняшних водителей такси.

Кроме того, машинам, несмотря на их автономность, потребуется обслуживание. И здесь сведущие в «анатомии» автомобилей люди также смогут найти себе применение.

В целом на сегодняшний день проблема замещения людей роботами в сфере такси стоит не так остро как в России, так и во всем мире. Однако важно постоянно обучаться и адаптироваться к изменениям на рынке труда, чтобы успешно реализовать свой потенциал в будущем.

Одиночество в логистической сети

Беспилотный грузовик, двигавшийся по трассе М-11 «Нева» (Москва — Санкт-Петербург), попал в опасную ситуацию. Машина совершила идеальный обгон другого, пилотируемого грузовика, после чего в него едва не врезался легковой автомобиль. Беспилотник трезво оценил ситуацию и вовремя сбросил скорость, чтобы легковушка могла совершить маневр безопасно.

В этот момент в кабине беспилотника находился генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. Он отметил, что машина отреагировала на опасность четко.

Беспилотные грузовики уже год совершают рейсы между двумя столицами. При этом сообщений о серьезных инцидентах или неисправностях за это время не поступало. Безопасность обеспечивается не только «умом» самой машины, но и специальной инфраструктурой, превратившей трассу из обычной в цифровую.

Успех беспилотников на «Неве» делает реалистичными планы до 2030 года включить в проект 19,5 тыс. км федеральных дорог. Беспилотные хабы планируется создать на участках международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай: трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», ЦКАД и М-12.

Уже в 2024 году оператор М-11 «Первая экспедиционная компания» планирует нарастить вдвое объемы грузоперевозок беспилотниками между Москвой и Петербургом. Количество беспилотников на трассе предполагается увеличить с 9 до 43, сообщил замглавы Минтранса России Дмитрий Баканов.

Развитие беспилотного грузового движения меняет всю логистическую систему. На смену сортировочным станциям приходят хабы, между которыми курсируют беспилотники. Сами хабы, кстати, тоже постепенно автоматизируются. В недалеком будущем весь путь груза от поставщика к заказчику может стать беспилотным. И это, безусловно, скажется на водителях.

Пока что беспилотные грузовики не могут обходиться без человека в кабине. Ведь водителю часто нужно адаптироваться к изменившейся ситуации, чего компьютер пока не умеет.

Да и количество беспилотников пока недостаточно для того, чтобы осилить весь грузооборот в стране — только в 2022 году он составил 5,51 млрд тонн.

Но день, когда водитель окажется не у дел, приближается.

Что же делать человеку, которого за баранкой грузовика заменит робот? Эксперты в области роботизации и автоматизации постоянно говорят о переквалификации. Это очень непростой вопрос, учитывая, что далеко не все смогут или захотят переквалифицироваться. Однако, скорее всего, именно этот вариант окажется основным.

Водители, которые в настоящее время работают в сфере грузовых перевозок, уже сейчас должны заниматься повышением своей квалификации. Например, можно изучить основы цифровой дорожной инфраструктуры и законодательства, регулирующего использование беспилотного транспорта.

Другой вариант — обучение основам экономики и логистики. Такие навыки позволят стать эффективным руководителем парка беспилотных грузовиков. Кроме того, можно развивать навыки работы с интерактивными тренажерами и системами безопасности для беспилотных автомобилей.

Стоит отметить, что велика вероятность того, что количество новых рабочих мест, появившихся в результате автоматизации грузоперевозок, будет значительно меньше, чем число соискателей. А это значит, что водителям придется осваивать новые профессии. Например, связанные с автоматизацией транспортных средств.

Эти шаги помогут водителям грузовиков адаптироваться к изменениям на рынке труда и освоить новые навыки, востребованные в эпоху беспилотных транспортных средств.

Галя, у нас робот!

Практически в каждом современном супермаркете можно встретить их. Они без лишних слов и ошибок уменьшают очереди и помогают покупателям быстрее и удобнее приобретать товары. Речь об автоматических кассах или кассах самообслуживания.

Первый в мире магазин с такими устройствами начал работать в Нью-Йорке в 1992 году. С тех пор это решение набирает популярность во всем мире. В первую очередь, это обусловлено стремлением к автоматизации и вытекающей из нее экономии в секторе розничной торговли. Рост спроса на кассы самообслуживания также связан с повсеместным использованием смартфонов для бесконтактной оплаты.

По оценкам Fortune Business Insights, в 2023 году объем рынка систем самообслуживания, к которым относятся и кассы, составлял порядка $4,9 миллиарда. В 2024 году этот показатель вырастет до $5,64 млрд, а к 2032 году превысит $18 млрд, показав годовой рост в 15,6%. А это значит, что в скором времени будет сложнее найти классические кассы с живыми кассирами, чем автоматические.

При этом важно отметить, что продавец — в том числе кассир — остается второй самой массовой профессией в России после водителя. Таким образом, автоматизация продажи товаров, очевидно, приведет к потере огромного количества рабочих мест. Что же делать тем людям, которых роботы в будущем оставят без работы?

Один из самых перспективных путей переквалификации для таких специалистов — работа с самими кассами самообслуживания. Например, можно изучить технологии и программное обеспечение, которое используется в этих устройствах. Кроме того, внедрение таких касс в ритейл требует знания законодательства и нормативных актов.

Развиваться можно и на почве управления и анализа данных. Это, по сути, одна из основ большинства новых профессий, которые все активнее входят в повседневную жизнь.

Отдельное внимание стоит уделить навыкам коммуникации и сотрудничества, а также управления проектами, процессами и рабочим временем.

Эти рекомендации помогут, если не адаптироваться к новым требованиям рынка, то по крайней мере не потеряться в постоянно меняющейся реальности.

Но кассы самообслуживания вряд ли угрожают всем кассирам разом в ближайшем будущем. Дело в том, что существует целый ряд факторов, сдерживающих развитие этого рынка. Один из ключевых — информационная и финансовая безопасность. Причем как клиентов, так и самих магазинов.

Чтобы обрабатывать платежи и разбираться в ассортименте, кассам-роботам нужно подключение к сети, которое, как известно, можно скомпрометировать. Следовательно, для корректной автоматизации ритейла владельцам магазинов придется вкладывать серьезные средства в цифровую безопасность.

Другой немаловажный аспект — неприязнь к кассам самообслуживания со стороны клиентов. Во-первых, такие устройства могут сбоить. Они не принимают наличные, которые все еще сохраняют актуальность для огромного количества людей, а также не могут корректно установить возраст покупателя, если он приобретает товар с соответствующей маркировкой.

Кроме того, многие, особенно пожилые люди, не умеют пользоваться этими машинами. Именно поэтому практически в каждом магазине рядом с сектором самообслуживания всегда работают специальные помощники.

Рободоставку вызывали?

Роботы-курьеры — желанная, но пока недоступная большинству россиян опция ресторанов и магазинов. Уверен, что очень многим хотелось бы попробовать пообщаться с маленькой коробочкой на колесах, которая заодно привезет еду или необходимые покупки.

Не так давно шестиколесные роверы-доставщики появились на улицах Москвы и сразу привлекли массу внимания. Сегодня таких машинок около 100 в столице, 20 в Иннополисе, 10 в Мурино Ленинградской области и 5 в «Роза Хутор».

Роботы-курьеры существенно снижают затраты: по разным подсчетам заработок курьера составляет от 20 до 25% общей стоимости доставки. При этом машины способны работать в сложных погодных условиях, хотя все еще не могут подниматься по лестницам. Да и сильные снежные завалы для них непреодолимая преграда.

Несмотря на это, согласно оценкам The Market Research Future, к 2030 году рынок роботов-курьеров вырастет до $30 млрд с совокупным годовым темпом роста (CAGR) 25%. The Markets and Markets оценивают CAGR рынка в 33,7% до 2028 года. Правда, их оценки объема сильно уступают предыдущим — всего $1,8 млрд к концу периода.

Устройства, как уже говорилось выше, крайне востребованы в ритейле, ресторанном бизнесе, а также здравоохранении. При этом курьеры-роверы, например, могут привезти посылку в места, недоступные для людей.

Но есть и факторы, которые говорят не в пользу автоматизированной доставки по земле. В первую очередь, речь идет о безопасности. Ровер банально можно вскрыть и выкрасть столь желанные кем-то товары. Кроме того, машину можно и взломать. А это уже чревато получением доступа к персональным данным клиента. В конце концов робот может и сам сбиться с пути или поломаться в дороге.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все курьеры-люди защищены от подобных проблем. Однако в настоящее время они работают эффективнее роверов, которые пока что скорее экзотическая услуга, чем реальные сотрудники доставки.

При этом рано или поздно ввиду экономической выгодности робокурьеры, скорее всего, заменят человека. Не в ближайшем будущем, но это произойдет. Учитывая это, людям, сегодня занятым в сфере доставки, стоит задуматься об изменении или повышении своей квалификации.

Например, можно заняться изучением систем, которые в перспективе займут их место. Разобраться, как работают и где применяются такие новые технологии и инструменты, как автоматизированные системы управления складом, дроны и автономные грузовики и роверы.

Другое хорошее направление для развития — обучение новым методам логистики и управления цепочками поставок. Роботы-курьеры меняют всю структуру доставки, а значит, будут нужны специалисты, чтобы этой новой структурой управлять.

Можно погрузиться в процесс еще глубже — научиться разрабатывать и программировать роботов-курьеров, создавать для них программное обеспечение. При этом важно не забывать о развитии коммуникативных навыков и умения работать в команде. Ведь работа с роботами требует координации действий между большим количеством людей.

23.06.2024
Аркадий Гончаров
Фото: Midjourney

Мы рекомендуем:

«Вкусные» устройства, или «Леденец» расширенной реальности

Фантомы органов и самоуправство робохирургов. Научный совет РАН о медицинской робототехнике

Фантомы органов и самоуправство робохирургов. Научный совет РАН о медицинской робототехнике

Фантомы органов и самоуправство робохирургов. Научный совет РАН о медицинской робототехнике

Фантомы органов и самоуправство робохирургов. Научный совет РАН о медицинской робототехнике