";123 Array
(
    [NAME] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов?
    [~NAME] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов?
    [TAGS] => искусственный интеллект, прогнозы, социокультурный аспект
    [~TAGS] => искусственный интеллект, прогнозы, социокультурный аспект
    [PREVIEW_TEXT] => 

Культовая сага «Мир Дикого Запада» уже после первого сезона превратилась из научно-фантастического сериала в декорациях вестерна в настоящий киберпанк, который поднимает сложные философские темы взаимоотношений людей и роботов. Разбираемся, в чем феномен этого шоу.

[~PREVIEW_TEXT] =>

Культовая сага «Мир Дикого Запада» уже после первого сезона превратилась из научно-фантастического сериала в декорациях вестерна в настоящий киберпанк, который поднимает сложные философские темы взаимоотношений людей и роботов. Разбираемся, в чем феномен этого шоу.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 200 [TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 1024 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 119153 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq [FILE_NAME] => Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ORIGINAL_NAME] => Мир-Дикого-Запада---1_1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d3a49aea35aac1798d24cd265131c194 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ALT] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? ) [~PREVIEW_PICTURE] => 200 [DETAIL_TEXT] =>

«Мир Дикого Запада» — телевизионный сериал HBO, который заставляет задуматься о жизни и этической стороне науки. Действие происходит в футуристическом мире, где искусственный интеллект реален, а за определенную плату люди могут жить в тематических парках среди машин.

Огромный парк с декорациями Америки второй половины XIX века населяют хосты (андроиды), которые отыгрывают определенные роли и полномасштабные сценарии. Все это создано ради удовольствия состоятельных гостей, которые приезжают сюда, чтобы погрузиться в атмосферу вестернов. Визитеры могут общаться с хостами, проходить квесты и даже заниматься сексом с человекоподобными машинами.

«Мир Дикого Запада» — лишь один из парков компании «Делос». Под ее контролем также находятся «Мир сёгунов» в декорациях самурайской Японии и «Радж», воспроизведение колониальной Индии начала ХХ века. Существуют и другие парки, но их показывают мельком, и они не играют важной роли в сюжете.

И хочется, и колется

Сериал повествует об опасности предоставления роботам слишком большой автономии, поскольку они могут эволюционировать вне контроля человека и стать серьезной угрозой. Шоу также поднимает вопрос эмоциональной привязанности людей к андроидам, что может привести к нездоровым и неэтичным отношениям.

Фильм исследует моральные последствия использования андроидов для развлечения и получения прибыли, подчеркивая темную сторону человеческой натуры. Находясь внутри этих искусственных миров, люди поступают с роботами так, как им захочется. Они могут воплощать в жизнь самые дикие фантазии — от распутства до убийств — и при этом не нести никакой ответственности.

Машины «Мира Дикого Запада» запрограммированы действовать определенным образом, в зависимости от ситуаций, в которые их ставит человек. В итоге их зашивают, чинят, а потом стирают воспоминания о произошедшем.

Муки самопознания

Как и в любой поучительной истории, второй сезон сериала пошел по скользкой дорожке: машины обрели самосознание, а люди стали страдать в результате долгих лет злоупотребления роботами.  

Шоу также затрагивает опасения по поводу роли роботов в обществе, особенно в отношении их потенциала заменить человеческий труд. Это показано через персонажа Бернарда, программиста, которому поручено следить за разработкой хостов. По мере того, как он все больше вовлекается в деятельность парка, он начинает сомневаться в морали использования роботов для труда и развлечений.

Сомнения и метания проявляются и в характере Долорес, которая постепенно осознает себя и возглавляет революцию против людей, которые использовали ее и других андроидов для своего удовольствия.

Способность носителей ИИ учиться, запоминать и эволюционировать вызывает вопросы об их способности превзойти своих создателей, что может привести к катастрофическим результатам.


От фантастики — к документалистике

Соавтор сериала Лиза Джой в интервью Series Mania заявила, что исследование ИИ и андроидов в сериале становится все более актуальным с развитием таких технологий, как ChatGPT. Телеканал HBO Max закрыл шоу после четырех сезонов, однако и Джой, и соавтор, режиссер Джонатан Нолан выразили заинтересованность в пятой части. По словам Джой, на протяжении своего существования сериал эволюционировал от «научно-фантастического к документальному фильму».

Нашлись и критики шоу, в первую очередь особо впечатлительные зрители были возмущены изображением насилия в отношении андроидов.

В сериале отношения между людьми и хостами изображаются сложными и часто мрачными. Андроиды запрограммированы на исполнение желаний и фантазий гостей, посещающих парк. Однако по ходу сериала хосты становятся более разумными и самосознающими, что приводит к борьбе за власть между ними и их создателями.

Андроиды, безусловно, проходят тест Тьюринга — их невозможно отличить от живых людей. При этом человеческими правами они не обладают: не могут покинуть парк и запрограммированы так, чтобы не причинять вред гостям даже при самозащите.

Здесь, конечно, возникает довольно очевидная тема второсортных существ, которых люди не считают людьми. Заслуживают ли андроиды свободы, можно ли приравнять их к людям, а если нет, то становится ли человек, помогающий андроидам (как хирург Феликс в сериале), предателем? 

А судьи кто?

Внутри корпорации, управляющей андроидами, существует несколько уровней сотрудников: есть «мясники», которые чинят роботов, есть «поведенщики», которые учат машины повседневным действиям, есть специалисты более высокого уровня — те, которые занимаются сюжетами, и есть создатели парка: Форд и таинственно погибший Арнольд, которых волнует не разработка похожих на людей роботов, а создание сознания.

В шоу выстроены аспекты «человечности» андроидов: их восстанавливаемая телесность, пройденный тест Тьюринга, и основное содержание сериала — возникновение самосознания и субъективного опыта. Андроид Мейв видит сны, которые становятся ключом к ее воспоминаниям о другой жизни и к осознанию нереальности происходящего в «Мире Дикого Запада». В психоанализе сон специалисты рассматривают как голос Себя-глубинного.

Положение людей куда более загадочное и спорное. Создатели парка знают все не только про своих андроидов, но и про своих посетителей, и возможно, именно эта информация самая ценная. Появляется еще один философский вопрос: являются ли те, кто считает себя людьми, людьми по-настоящему, и если их так просто мотивировать на разные действия, то чем они отличаются от роботов?

«Мир Дикого Запада» представляет собой поучительную историю об опасностях стирания границ между людьми и андроидами. По мере того, как андроиды становятся более осознанными и начинают бороться за свою свободу, сериал заставляет зрителей столкнуться с самыми темными закоулками человеческой натуры.

Отношения между людьми и андроидами являются отражением отношения нашего собственного общества к маргинализированным группам (например, к бомжам и нелегальным мигрантам) и ставят принципиальный вопрос о том, что значит по-настоящему быть человеком. Сериал поднимает темы власти, контроля и последствий игры в Бога. Шоу подсвечивает опасности неконтролируемых амбиций и последствия стремления к абсолютной власти над другими.


Влияние на культуру

«Мир Дикого Запада» оказал значительное влияние на популярную культуру с момента своей премьеры в 2016 году. Шоу вызвало широкое обсуждение как среди фанатов, так и среди критиков.

Одним из наиболее значительных результатов шоу стало то, как оно повысило осведомленность в обществе о проблемах ИИ и вызвало дискуссии об этических последствиях развития технологий. Сериал бросил вызов традиционным представлениям о морали и человеческой природе, заставив зрителей задаться вопросом, что на самом деле значит быть человеком.

Westworld сам по себе стал культурным феноменом, вдохновив множество фанатских теорий, косплеев и товаров. Шоу также помогло укрепить карьеру его талантливого актерского состава и съемочной группы.

Несмотря на многочисленные позитивные отзывы, «Мир Дикого Запада» подвергался и жесткой критике за беспричинное насилие и сексуальное содержание, что, по мнению некоторых зрителей, отвлекает от более существенных тем шоу. Тем не менее сериал пользуется коммерческим успехом, и его влияние на общество, несомненно, сохранится в течение многих лет.

Мнение робота

А еще мы попросили чат-бот Bard от Google прокомментировать, в чем феномен сериала. Приводим дословный ответ нейросети:

«Сериал «Мир Дикого Запада» является одним из самых популярных и уникальных проектов в истории телевидения. Феномен этого сериала заключается в нескольких ключевых факторах.

Во-первых, это жанровая гибкость и оригинальность сюжета. Сериал смело объединил в себе элементы научной фантастики, вестерна, триллера и драмы, создав уникальную атмосферу, которую невозможно повторить.

Во-вторых, мастерски выполненный сценарий и качество актерской игры. В сериале задействованы лучшие актеры Голливуда, такие как Эван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Джеффри Райт и др., которые создали убедительные образы своих героев и привнесли в сериал еще больше глубины и эмоциональной насыщенности.

В-третьих, это продуманный дизайн и высокое качество визуальных эффектов. Сериал был снят на самом современном оборудовании, что позволило создать захватывающие сцены с реалистичными спецэффектами и виртуальным миром, который зритель никогда не забудет.

Наконец, сериал «Мир Дикого Запада» вызвал множество философских и этических вопросов, которые заставляют зрителя задуматься о смысле жизни, свободе выбора, ИИ и многом другом. Это делает его одним из самых интересных и интеллектуальных проектов на современном телевидении».

[~DETAIL_TEXT] =>

«Мир Дикого Запада» — телевизионный сериал HBO, который заставляет задуматься о жизни и этической стороне науки. Действие происходит в футуристическом мире, где искусственный интеллект реален, а за определенную плату люди могут жить в тематических парках среди машин.

Огромный парк с декорациями Америки второй половины XIX века населяют хосты (андроиды), которые отыгрывают определенные роли и полномасштабные сценарии. Все это создано ради удовольствия состоятельных гостей, которые приезжают сюда, чтобы погрузиться в атмосферу вестернов. Визитеры могут общаться с хостами, проходить квесты и даже заниматься сексом с человекоподобными машинами.

«Мир Дикого Запада» — лишь один из парков компании «Делос». Под ее контролем также находятся «Мир сёгунов» в декорациях самурайской Японии и «Радж», воспроизведение колониальной Индии начала ХХ века. Существуют и другие парки, но их показывают мельком, и они не играют важной роли в сюжете.

И хочется, и колется

Сериал повествует об опасности предоставления роботам слишком большой автономии, поскольку они могут эволюционировать вне контроля человека и стать серьезной угрозой. Шоу также поднимает вопрос эмоциональной привязанности людей к андроидам, что может привести к нездоровым и неэтичным отношениям.

Фильм исследует моральные последствия использования андроидов для развлечения и получения прибыли, подчеркивая темную сторону человеческой натуры. Находясь внутри этих искусственных миров, люди поступают с роботами так, как им захочется. Они могут воплощать в жизнь самые дикие фантазии — от распутства до убийств — и при этом не нести никакой ответственности.

Машины «Мира Дикого Запада» запрограммированы действовать определенным образом, в зависимости от ситуаций, в которые их ставит человек. В итоге их зашивают, чинят, а потом стирают воспоминания о произошедшем.

Муки самопознания

Как и в любой поучительной истории, второй сезон сериала пошел по скользкой дорожке: машины обрели самосознание, а люди стали страдать в результате долгих лет злоупотребления роботами.  

Шоу также затрагивает опасения по поводу роли роботов в обществе, особенно в отношении их потенциала заменить человеческий труд. Это показано через персонажа Бернарда, программиста, которому поручено следить за разработкой хостов. По мере того, как он все больше вовлекается в деятельность парка, он начинает сомневаться в морали использования роботов для труда и развлечений.

Сомнения и метания проявляются и в характере Долорес, которая постепенно осознает себя и возглавляет революцию против людей, которые использовали ее и других андроидов для своего удовольствия.

Способность носителей ИИ учиться, запоминать и эволюционировать вызывает вопросы об их способности превзойти своих создателей, что может привести к катастрофическим результатам.


От фантастики — к документалистике

Соавтор сериала Лиза Джой в интервью Series Mania заявила, что исследование ИИ и андроидов в сериале становится все более актуальным с развитием таких технологий, как ChatGPT. Телеканал HBO Max закрыл шоу после четырех сезонов, однако и Джой, и соавтор, режиссер Джонатан Нолан выразили заинтересованность в пятой части. По словам Джой, на протяжении своего существования сериал эволюционировал от «научно-фантастического к документальному фильму».

Нашлись и критики шоу, в первую очередь особо впечатлительные зрители были возмущены изображением насилия в отношении андроидов.

В сериале отношения между людьми и хостами изображаются сложными и часто мрачными. Андроиды запрограммированы на исполнение желаний и фантазий гостей, посещающих парк. Однако по ходу сериала хосты становятся более разумными и самосознающими, что приводит к борьбе за власть между ними и их создателями.

Андроиды, безусловно, проходят тест Тьюринга — их невозможно отличить от живых людей. При этом человеческими правами они не обладают: не могут покинуть парк и запрограммированы так, чтобы не причинять вред гостям даже при самозащите.

Здесь, конечно, возникает довольно очевидная тема второсортных существ, которых люди не считают людьми. Заслуживают ли андроиды свободы, можно ли приравнять их к людям, а если нет, то становится ли человек, помогающий андроидам (как хирург Феликс в сериале), предателем? 

А судьи кто?

Внутри корпорации, управляющей андроидами, существует несколько уровней сотрудников: есть «мясники», которые чинят роботов, есть «поведенщики», которые учат машины повседневным действиям, есть специалисты более высокого уровня — те, которые занимаются сюжетами, и есть создатели парка: Форд и таинственно погибший Арнольд, которых волнует не разработка похожих на людей роботов, а создание сознания.

В шоу выстроены аспекты «человечности» андроидов: их восстанавливаемая телесность, пройденный тест Тьюринга, и основное содержание сериала — возникновение самосознания и субъективного опыта. Андроид Мейв видит сны, которые становятся ключом к ее воспоминаниям о другой жизни и к осознанию нереальности происходящего в «Мире Дикого Запада». В психоанализе сон специалисты рассматривают как голос Себя-глубинного.

Положение людей куда более загадочное и спорное. Создатели парка знают все не только про своих андроидов, но и про своих посетителей, и возможно, именно эта информация самая ценная. Появляется еще один философский вопрос: являются ли те, кто считает себя людьми, людьми по-настоящему, и если их так просто мотивировать на разные действия, то чем они отличаются от роботов?

«Мир Дикого Запада» представляет собой поучительную историю об опасностях стирания границ между людьми и андроидами. По мере того, как андроиды становятся более осознанными и начинают бороться за свою свободу, сериал заставляет зрителей столкнуться с самыми темными закоулками человеческой натуры.

Отношения между людьми и андроидами являются отражением отношения нашего собственного общества к маргинализированным группам (например, к бомжам и нелегальным мигрантам) и ставят принципиальный вопрос о том, что значит по-настоящему быть человеком. Сериал поднимает темы власти, контроля и последствий игры в Бога. Шоу подсвечивает опасности неконтролируемых амбиций и последствия стремления к абсолютной власти над другими.


Влияние на культуру

«Мир Дикого Запада» оказал значительное влияние на популярную культуру с момента своей премьеры в 2016 году. Шоу вызвало широкое обсуждение как среди фанатов, так и среди критиков.

Одним из наиболее значительных результатов шоу стало то, как оно повысило осведомленность в обществе о проблемах ИИ и вызвало дискуссии об этических последствиях развития технологий. Сериал бросил вызов традиционным представлениям о морали и человеческой природе, заставив зрителей задаться вопросом, что на самом деле значит быть человеком.

Westworld сам по себе стал культурным феноменом, вдохновив множество фанатских теорий, косплеев и товаров. Шоу также помогло укрепить карьеру его талантливого актерского состава и съемочной группы.

Несмотря на многочисленные позитивные отзывы, «Мир Дикого Запада» подвергался и жесткой критике за беспричинное насилие и сексуальное содержание, что, по мнению некоторых зрителей, отвлекает от более существенных тем шоу. Тем не менее сериал пользуется коммерческим успехом, и его влияние на общество, несомненно, сохранится в течение многих лет.

Мнение робота

А еще мы попросили чат-бот Bard от Google прокомментировать, в чем феномен сериала. Приводим дословный ответ нейросети:

«Сериал «Мир Дикого Запада» является одним из самых популярных и уникальных проектов в истории телевидения. Феномен этого сериала заключается в нескольких ключевых факторах.

Во-первых, это жанровая гибкость и оригинальность сюжета. Сериал смело объединил в себе элементы научной фантастики, вестерна, триллера и драмы, создав уникальную атмосферу, которую невозможно повторить.

Во-вторых, мастерски выполненный сценарий и качество актерской игры. В сериале задействованы лучшие актеры Голливуда, такие как Эван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Джеффри Райт и др., которые создали убедительные образы своих героев и привнесли в сериал еще больше глубины и эмоциональной насыщенности.

В-третьих, это продуманный дизайн и высокое качество визуальных эффектов. Сериал был снят на самом современном оборудовании, что позволило создать захватывающие сцены с реалистичными спецэффектами и виртуальным миром, который зритель никогда не забудет.

Наконец, сериал «Мир Дикого Запада» вызвал множество философских и этических вопросов, которые заставляют зрителя задуматься о смысле жизни, свободе выбора, ИИ и многом другом. Это делает его одним из самых интересных и интеллектуальных проектов на современном телевидении».

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 201 [TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 1600 [WIDTH] => 1600 [FILE_SIZE] => 460105 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh [FILE_NAME] => Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ORIGINAL_NAME] => Мир-Дикого-Запада---1_1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 20622034e4bce9caefc484157c40b1b4 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ALT] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? ) [~DETAIL_PICTURE] => 201 [DATE_ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 [ID] => 88 [~ID] => 88 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => 10 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 10 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [~TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [ACTIVE_FROM_X] => 2023-06-09 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2023-06-09 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 [~ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 [LIST_PAGE_URL] => / [~LIST_PAGE_URL] => / [DETAIL_PAGE_URL] => /cyberpunk/mir-dikogo-zapada-roboty-dlya-lyudey-ili-lyudi-dlya-robotov/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /cyberpunk/mir-dikogo-zapada-roboty-dlya-lyudey-ili-lyudi-dlya-robotov/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => mir-dikogo-zapada-roboty-dlya-lyudey-ili-lyudi-dlya-robotov [~CODE] => mir-dikogo-zapada-roboty-dlya-lyudey-ili-lyudi-dlya-robotov [EXTERNAL_ID] => 88 [~EXTERNAL_ID] => 88 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [ELEMENT_META_TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? ) [FIELDS] => Array ( [NAME] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [TAGS] => искусственный интеллект, прогнозы, социокультурный аспект [PREVIEW_TEXT] =>

Культовая сага «Мир Дикого Запада» уже после первого сезона превратилась из научно-фантастического сериала в декорациях вестерна в настоящий киберпанк, который поднимает сложные философские темы взаимоотношений людей и роботов. Разбираемся, в чем феномен этого шоу.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 200 [TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 1024 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 119153 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq [FILE_NAME] => Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ORIGINAL_NAME] => Мир-Дикого-Запада---1_1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d3a49aea35aac1798d24cd265131c194 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/xs1xbn2vatbwe2y78m4sm101r7zyj3zq/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ALT] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? ) [DETAIL_TEXT] =>

«Мир Дикого Запада» — телевизионный сериал HBO, который заставляет задуматься о жизни и этической стороне науки. Действие происходит в футуристическом мире, где искусственный интеллект реален, а за определенную плату люди могут жить в тематических парках среди машин.

Огромный парк с декорациями Америки второй половины XIX века населяют хосты (андроиды), которые отыгрывают определенные роли и полномасштабные сценарии. Все это создано ради удовольствия состоятельных гостей, которые приезжают сюда, чтобы погрузиться в атмосферу вестернов. Визитеры могут общаться с хостами, проходить квесты и даже заниматься сексом с человекоподобными машинами.

«Мир Дикого Запада» — лишь один из парков компании «Делос». Под ее контролем также находятся «Мир сёгунов» в декорациях самурайской Японии и «Радж», воспроизведение колониальной Индии начала ХХ века. Существуют и другие парки, но их показывают мельком, и они не играют важной роли в сюжете.

И хочется, и колется

Сериал повествует об опасности предоставления роботам слишком большой автономии, поскольку они могут эволюционировать вне контроля человека и стать серьезной угрозой. Шоу также поднимает вопрос эмоциональной привязанности людей к андроидам, что может привести к нездоровым и неэтичным отношениям.

Фильм исследует моральные последствия использования андроидов для развлечения и получения прибыли, подчеркивая темную сторону человеческой натуры. Находясь внутри этих искусственных миров, люди поступают с роботами так, как им захочется. Они могут воплощать в жизнь самые дикие фантазии — от распутства до убийств — и при этом не нести никакой ответственности.

Машины «Мира Дикого Запада» запрограммированы действовать определенным образом, в зависимости от ситуаций, в которые их ставит человек. В итоге их зашивают, чинят, а потом стирают воспоминания о произошедшем.

Муки самопознания

Как и в любой поучительной истории, второй сезон сериала пошел по скользкой дорожке: машины обрели самосознание, а люди стали страдать в результате долгих лет злоупотребления роботами.  

Шоу также затрагивает опасения по поводу роли роботов в обществе, особенно в отношении их потенциала заменить человеческий труд. Это показано через персонажа Бернарда, программиста, которому поручено следить за разработкой хостов. По мере того, как он все больше вовлекается в деятельность парка, он начинает сомневаться в морали использования роботов для труда и развлечений.

Сомнения и метания проявляются и в характере Долорес, которая постепенно осознает себя и возглавляет революцию против людей, которые использовали ее и других андроидов для своего удовольствия.

Способность носителей ИИ учиться, запоминать и эволюционировать вызывает вопросы об их способности превзойти своих создателей, что может привести к катастрофическим результатам.


От фантастики — к документалистике

Соавтор сериала Лиза Джой в интервью Series Mania заявила, что исследование ИИ и андроидов в сериале становится все более актуальным с развитием таких технологий, как ChatGPT. Телеканал HBO Max закрыл шоу после четырех сезонов, однако и Джой, и соавтор, режиссер Джонатан Нолан выразили заинтересованность в пятой части. По словам Джой, на протяжении своего существования сериал эволюционировал от «научно-фантастического к документальному фильму».

Нашлись и критики шоу, в первую очередь особо впечатлительные зрители были возмущены изображением насилия в отношении андроидов.

В сериале отношения между людьми и хостами изображаются сложными и часто мрачными. Андроиды запрограммированы на исполнение желаний и фантазий гостей, посещающих парк. Однако по ходу сериала хосты становятся более разумными и самосознающими, что приводит к борьбе за власть между ними и их создателями.

Андроиды, безусловно, проходят тест Тьюринга — их невозможно отличить от живых людей. При этом человеческими правами они не обладают: не могут покинуть парк и запрограммированы так, чтобы не причинять вред гостям даже при самозащите.

Здесь, конечно, возникает довольно очевидная тема второсортных существ, которых люди не считают людьми. Заслуживают ли андроиды свободы, можно ли приравнять их к людям, а если нет, то становится ли человек, помогающий андроидам (как хирург Феликс в сериале), предателем? 

А судьи кто?

Внутри корпорации, управляющей андроидами, существует несколько уровней сотрудников: есть «мясники», которые чинят роботов, есть «поведенщики», которые учат машины повседневным действиям, есть специалисты более высокого уровня — те, которые занимаются сюжетами, и есть создатели парка: Форд и таинственно погибший Арнольд, которых волнует не разработка похожих на людей роботов, а создание сознания.

В шоу выстроены аспекты «человечности» андроидов: их восстанавливаемая телесность, пройденный тест Тьюринга, и основное содержание сериала — возникновение самосознания и субъективного опыта. Андроид Мейв видит сны, которые становятся ключом к ее воспоминаниям о другой жизни и к осознанию нереальности происходящего в «Мире Дикого Запада». В психоанализе сон специалисты рассматривают как голос Себя-глубинного.

Положение людей куда более загадочное и спорное. Создатели парка знают все не только про своих андроидов, но и про своих посетителей, и возможно, именно эта информация самая ценная. Появляется еще один философский вопрос: являются ли те, кто считает себя людьми, людьми по-настоящему, и если их так просто мотивировать на разные действия, то чем они отличаются от роботов?

«Мир Дикого Запада» представляет собой поучительную историю об опасностях стирания границ между людьми и андроидами. По мере того, как андроиды становятся более осознанными и начинают бороться за свою свободу, сериал заставляет зрителей столкнуться с самыми темными закоулками человеческой натуры.

Отношения между людьми и андроидами являются отражением отношения нашего собственного общества к маргинализированным группам (например, к бомжам и нелегальным мигрантам) и ставят принципиальный вопрос о том, что значит по-настоящему быть человеком. Сериал поднимает темы власти, контроля и последствий игры в Бога. Шоу подсвечивает опасности неконтролируемых амбиций и последствия стремления к абсолютной власти над другими.


Влияние на культуру

«Мир Дикого Запада» оказал значительное влияние на популярную культуру с момента своей премьеры в 2016 году. Шоу вызвало широкое обсуждение как среди фанатов, так и среди критиков.

Одним из наиболее значительных результатов шоу стало то, как оно повысило осведомленность в обществе о проблемах ИИ и вызвало дискуссии об этических последствиях развития технологий. Сериал бросил вызов традиционным представлениям о морали и человеческой природе, заставив зрителей задаться вопросом, что на самом деле значит быть человеком.

Westworld сам по себе стал культурным феноменом, вдохновив множество фанатских теорий, косплеев и товаров. Шоу также помогло укрепить карьеру его талантливого актерского состава и съемочной группы.

Несмотря на многочисленные позитивные отзывы, «Мир Дикого Запада» подвергался и жесткой критике за беспричинное насилие и сексуальное содержание, что, по мнению некоторых зрителей, отвлекает от более существенных тем шоу. Тем не менее сериал пользуется коммерческим успехом, и его влияние на общество, несомненно, сохранится в течение многих лет.

Мнение робота

А еще мы попросили чат-бот Bard от Google прокомментировать, в чем феномен сериала. Приводим дословный ответ нейросети:

«Сериал «Мир Дикого Запада» является одним из самых популярных и уникальных проектов в истории телевидения. Феномен этого сериала заключается в нескольких ключевых факторах.

Во-первых, это жанровая гибкость и оригинальность сюжета. Сериал смело объединил в себе элементы научной фантастики, вестерна, триллера и драмы, создав уникальную атмосферу, которую невозможно повторить.

Во-вторых, мастерски выполненный сценарий и качество актерской игры. В сериале задействованы лучшие актеры Голливуда, такие как Эван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Джеффри Райт и др., которые создали убедительные образы своих героев и привнесли в сериал еще больше глубины и эмоциональной насыщенности.

В-третьих, это продуманный дизайн и высокое качество визуальных эффектов. Сериал был снят на самом современном оборудовании, что позволило создать захватывающие сцены с реалистичными спецэффектами и виртуальным миром, который зритель никогда не забудет.

Наконец, сериал «Мир Дикого Запада» вызвал множество философских и этических вопросов, которые заставляют зрителя задуматься о смысле жизни, свободе выбора, ИИ и многом другом. Это делает его одним из самых интересных и интеллектуальных проектов на современном телевидении».

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 201 [TIMESTAMP_X] => 02.10.2023 19:26:44 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 1600 [WIDTH] => 1600 [FILE_SIZE] => 460105 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh [FILE_NAME] => Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ORIGINAL_NAME] => Мир-Дикого-Запада---1_1.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 20622034e4bce9caefc484157c40b1b4 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/18b/p826t1xzc06f0pa95t624fy2bo40h6sh/Mir_Dikogo_Zapada_1_1.jpg [ALT] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 09.06.2023 ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 289 [VALUE] => Екатерина Александрова, Артем Реутов [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Екатерина Александрова, Артем Реутов [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 290 [VALUE] => Midjourney [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Midjourney [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_MAIN] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Картинка для Главной [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для Главной [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_THEME] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Главная тема [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_THEME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главная тема [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SECT] => Array ( [ID] => 13 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => В своём разделе [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SECT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В своём разделе [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO_YOU] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Видео youtobe [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_YOU [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео youtobe [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 289 [VALUE] => Екатерина Александрова, Артем Реутов [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Екатерина Александрова, Артем Реутов [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Екатерина Александрова, Артем Реутов ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 290 [VALUE] => Midjourney [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => Midjourney [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => Midjourney ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_s1 [~CODE] => news_s1 [API_CODE] => [~API_CODE] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => [~LIST_PAGE_URL] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 [TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => roboticsworld.ru [~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 10 [~ID] => 10 [CODE] => cyberpunk [~CODE] => cyberpunk [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 350 [~SORT] => 350 [NAME] => Киберпанк [~NAME] => Киберпанк [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /cyberpunk [~SECTION_PAGE_URL] => /cyberpunk [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Киберпанк [ELEMENT_META_TITLE] => Киберпанк ) ) ) ) [SECTION_URL] => /cyberpunk [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [BROWSER_TITLE] => «Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов? [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

«Мир Дикого Запада»: роботы для людей или люди для роботов?

Культовая сага «Мир Дикого Запада» уже после первого сезона превратилась из научно-фантастического сериала в декорациях вестерна в настоящий киберпанк, который поднимает сложные философские темы взаимоотношений людей и роботов. Разбираемся, в чем феномен этого шоу.

«Мир Дикого Запада» — телевизионный сериал HBO, который заставляет задуматься о жизни и этической стороне науки. Действие происходит в футуристическом мире, где искусственный интеллект реален, а за определенную плату люди могут жить в тематических парках среди машин.

Огромный парк с декорациями Америки второй половины XIX века населяют хосты (андроиды), которые отыгрывают определенные роли и полномасштабные сценарии. Все это создано ради удовольствия состоятельных гостей, которые приезжают сюда, чтобы погрузиться в атмосферу вестернов. Визитеры могут общаться с хостами, проходить квесты и даже заниматься сексом с человекоподобными машинами.

«Мир Дикого Запада» — лишь один из парков компании «Делос». Под ее контролем также находятся «Мир сёгунов» в декорациях самурайской Японии и «Радж», воспроизведение колониальной Индии начала ХХ века. Существуют и другие парки, но их показывают мельком, и они не играют важной роли в сюжете.

И хочется, и колется

Сериал повествует об опасности предоставления роботам слишком большой автономии, поскольку они могут эволюционировать вне контроля человека и стать серьезной угрозой. Шоу также поднимает вопрос эмоциональной привязанности людей к андроидам, что может привести к нездоровым и неэтичным отношениям.

Фильм исследует моральные последствия использования андроидов для развлечения и получения прибыли, подчеркивая темную сторону человеческой натуры. Находясь внутри этих искусственных миров, люди поступают с роботами так, как им захочется. Они могут воплощать в жизнь самые дикие фантазии — от распутства до убийств — и при этом не нести никакой ответственности.

Машины «Мира Дикого Запада» запрограммированы действовать определенным образом, в зависимости от ситуаций, в которые их ставит человек. В итоге их зашивают, чинят, а потом стирают воспоминания о произошедшем.

Муки самопознания

Как и в любой поучительной истории, второй сезон сериала пошел по скользкой дорожке: машины обрели самосознание, а люди стали страдать в результате долгих лет злоупотребления роботами.  

Шоу также затрагивает опасения по поводу роли роботов в обществе, особенно в отношении их потенциала заменить человеческий труд. Это показано через персонажа Бернарда, программиста, которому поручено следить за разработкой хостов. По мере того, как он все больше вовлекается в деятельность парка, он начинает сомневаться в морали использования роботов для труда и развлечений.

Сомнения и метания проявляются и в характере Долорес, которая постепенно осознает себя и возглавляет революцию против людей, которые использовали ее и других андроидов для своего удовольствия.

Способность носителей ИИ учиться, запоминать и эволюционировать вызывает вопросы об их способности превзойти своих создателей, что может привести к катастрофическим результатам.


От фантастики — к документалистике

Соавтор сериала Лиза Джой в интервью Series Mania заявила, что исследование ИИ и андроидов в сериале становится все более актуальным с развитием таких технологий, как ChatGPT. Телеканал HBO Max закрыл шоу после четырех сезонов, однако и Джой, и соавтор, режиссер Джонатан Нолан выразили заинтересованность в пятой части. По словам Джой, на протяжении своего существования сериал эволюционировал от «научно-фантастического к документальному фильму».

Нашлись и критики шоу, в первую очередь особо впечатлительные зрители были возмущены изображением насилия в отношении андроидов.

В сериале отношения между людьми и хостами изображаются сложными и часто мрачными. Андроиды запрограммированы на исполнение желаний и фантазий гостей, посещающих парк. Однако по ходу сериала хосты становятся более разумными и самосознающими, что приводит к борьбе за власть между ними и их создателями.

Андроиды, безусловно, проходят тест Тьюринга — их невозможно отличить от живых людей. При этом человеческими правами они не обладают: не могут покинуть парк и запрограммированы так, чтобы не причинять вред гостям даже при самозащите.

Здесь, конечно, возникает довольно очевидная тема второсортных существ, которых люди не считают людьми. Заслуживают ли андроиды свободы, можно ли приравнять их к людям, а если нет, то становится ли человек, помогающий андроидам (как хирург Феликс в сериале), предателем? 

А судьи кто?

Внутри корпорации, управляющей андроидами, существует несколько уровней сотрудников: есть «мясники», которые чинят роботов, есть «поведенщики», которые учат машины повседневным действиям, есть специалисты более высокого уровня — те, которые занимаются сюжетами, и есть создатели парка: Форд и таинственно погибший Арнольд, которых волнует не разработка похожих на людей роботов, а создание сознания.

В шоу выстроены аспекты «человечности» андроидов: их восстанавливаемая телесность, пройденный тест Тьюринга, и основное содержание сериала — возникновение самосознания и субъективного опыта. Андроид Мейв видит сны, которые становятся ключом к ее воспоминаниям о другой жизни и к осознанию нереальности происходящего в «Мире Дикого Запада». В психоанализе сон специалисты рассматривают как голос Себя-глубинного.

Положение людей куда более загадочное и спорное. Создатели парка знают все не только про своих андроидов, но и про своих посетителей, и возможно, именно эта информация самая ценная. Появляется еще один философский вопрос: являются ли те, кто считает себя людьми, людьми по-настоящему, и если их так просто мотивировать на разные действия, то чем они отличаются от роботов?

«Мир Дикого Запада» представляет собой поучительную историю об опасностях стирания границ между людьми и андроидами. По мере того, как андроиды становятся более осознанными и начинают бороться за свою свободу, сериал заставляет зрителей столкнуться с самыми темными закоулками человеческой натуры.

Отношения между людьми и андроидами являются отражением отношения нашего собственного общества к маргинализированным группам (например, к бомжам и нелегальным мигрантам) и ставят принципиальный вопрос о том, что значит по-настоящему быть человеком. Сериал поднимает темы власти, контроля и последствий игры в Бога. Шоу подсвечивает опасности неконтролируемых амбиций и последствия стремления к абсолютной власти над другими.


Влияние на культуру

«Мир Дикого Запада» оказал значительное влияние на популярную культуру с момента своей премьеры в 2016 году. Шоу вызвало широкое обсуждение как среди фанатов, так и среди критиков.

Одним из наиболее значительных результатов шоу стало то, как оно повысило осведомленность в обществе о проблемах ИИ и вызвало дискуссии об этических последствиях развития технологий. Сериал бросил вызов традиционным представлениям о морали и человеческой природе, заставив зрителей задаться вопросом, что на самом деле значит быть человеком.

Westworld сам по себе стал культурным феноменом, вдохновив множество фанатских теорий, косплеев и товаров. Шоу также помогло укрепить карьеру его талантливого актерского состава и съемочной группы.

Несмотря на многочисленные позитивные отзывы, «Мир Дикого Запада» подвергался и жесткой критике за беспричинное насилие и сексуальное содержание, что, по мнению некоторых зрителей, отвлекает от более существенных тем шоу. Тем не менее сериал пользуется коммерческим успехом, и его влияние на общество, несомненно, сохранится в течение многих лет.

Мнение робота

А еще мы попросили чат-бот Bard от Google прокомментировать, в чем феномен сериала. Приводим дословный ответ нейросети:

«Сериал «Мир Дикого Запада» является одним из самых популярных и уникальных проектов в истории телевидения. Феномен этого сериала заключается в нескольких ключевых факторах.

Во-первых, это жанровая гибкость и оригинальность сюжета. Сериал смело объединил в себе элементы научной фантастики, вестерна, триллера и драмы, создав уникальную атмосферу, которую невозможно повторить.

Во-вторых, мастерски выполненный сценарий и качество актерской игры. В сериале задействованы лучшие актеры Голливуда, такие как Эван Рэйчел Вуд, Эд Харрис, Джеффри Райт и др., которые создали убедительные образы своих героев и привнесли в сериал еще больше глубины и эмоциональной насыщенности.

В-третьих, это продуманный дизайн и высокое качество визуальных эффектов. Сериал был снят на самом современном оборудовании, что позволило создать захватывающие сцены с реалистичными спецэффектами и виртуальным миром, который зритель никогда не забудет.

Наконец, сериал «Мир Дикого Запада» вызвал множество философских и этических вопросов, которые заставляют зрителя задуматься о смысле жизни, свободе выбора, ИИ и многом другом. Это делает его одним из самых интересных и интеллектуальных проектов на современном телевидении».

09.06.2023
Екатерина Александрова, Артем Реутов
Фото: Midjourney

Мы рекомендуем: