
Кино всегда было зеркалом нашего общества, отражающим его мечты, страхи и технологический прогресс. И вот, в XXI веке, в кадр уверенно ступают актеры будущего — роботы и искусственный интеллект.
Они не просто персонажи фантастических боевиков, а реальные участники съемочного процесса, меняющие правила игры и вызывающие жаркие споры о том, портят ли они кино или открывают ему новые горизонты?
Эволюция ИИ в кино
Начнем с того, что интерес к ИИ растет с каждым годом. По данным РБК, 41% пользователей считают, что искусственный интеллект тем или иным образом улучшит их жизнь. Кинематограф не исключение. Начав с самых простых и наивных образов, роботы в кино эволюционировали вместе с развитием технологий. Вспомните комичного робота Робби из фильма «Запретная планета» (1956) — это была скорее диковинка, механический помощник, чем самостоятельный персонаж.
Позже, в «Звездных войнах» (1977), мы увидели R2-D2 и C-3PO, чьи характеры и взаимодействие вызывали симпатию и умиление, делая их неотъемлемой частью команды повстанцев. Но одно дело — создать персонажа, и совсем другое — интегрировать реальные технологии в процесс создания кино.
Первые шаги были робкими. Роботы-камеры, которые могли двигаться по заранее заданным траекториям, помогали в съемках сложных сцен, вроде погонь или панорам.
ИИ-ассистенты: невидимая рука в создании кино
Сегодня ИИ — это не просто красивая картинка на экране, это настоящий ассистент для кинематографистов. Нейросети используются:
• в написании сценариев.
Программы на базе искусственного интеллекта могут анализировать тысячи сценариев, выявляя удачные ходы, клише и тренды. Они способны предложить новые сюжетные повороты, помочь с созданием диалогов или даже генерировать целые сцены. Яркий пример – проект Sunspring (2016), сценарий которого был написан нейросетью. Фильм получился весьма своеобразным, но показал потенциал ИИ в сценарном деле;
• в подборе актеров.
ИИ-алгоритмы могут анализировать огромные базы данных актеров, сопоставляя их типаж с описанием персонажа, а также отслеживать их профессиональный опыт, популярность и даже поведение в соцсетях. Это помогает режиссерам найти идеального исполнителя роли, минуя долгий и утомительный кастинг. Так, в 2023 году швейцарская Largo.ai запустила бета-тестирование ИИ, который автоматизирует ключевые процессы кастинга в кино. Он выполняет функции режиссера, агента и кастинг-менеджера, подыскивая подходящих актеров и обеспечивая их контакт с продюсерами;
• в создании спецэффектов.
ИИ ускоряет процесс создания сложных визуальных эффектов, от детализации заднего плана до создания реалистичных движений персонажей. Например, в сериале «Мандалорец» использование ИИ помогло создать правдоподобные движения и мимику малыша Йоды, что стало одной из причин его популярности. Для создания этого персонажа VFX-специалисты сделали ставку на сочетание традиционной кукольной анимации и передовых технологий. По словам VFX-супервайзера Ричарда Блаффа, основой малыша Йоды была кукла-аниматроник, управляемая пятью кукловодами, в то время как для второстепенных планов использовалась статичная версия. Лишь в редких случаях прибегали к CG-версии.
Ричард Блафф отметил, что команда была рада тому, как хорошо приняли персонажа, подчеркнув, что актеры и съемочная группа были влюблены в «дитя» еще до его дебюта.
Помимо кукол, в сериале использовалась технология Stagecraft, позволявшая создавать реалистичные фоны.
«Многие среды были созданы и смоделированы художниками на компьютере с нуля», — отметил Ричард Блафф. Создатель сериала Джон Фавро лично отбирал фоны, стараясь соответствовать эстетике оригинальных «Звездных войн»;
• в монтаже и постпродакшне.
Программы на базе ИИ способны автоматически монтировать видео, подбирая оптимальные переходы и ритм. Они также могут изменять внешность актеров. Фильм «Человек-близнецы» (2019) — яркий пример того, как искусственный интеллект производит революцию в кино. Технологии де-возращения и захвата движения, основанные на ИИ, позволили Уиллу Смиту убедительно сыграть свою 23-летнюю версию, несмотря на его реальный возраст (50 лет).
ИИ в действии: вредит ли кино?
Декабрь 2024 года стал поворотным моментом в истории кинематографа. Впервые мир увидел короткометражный фильм The Heist («Ограбление»), полностью сгенерированный нейросетью Veo 2.0 от Google.
The Heist — динамичный экшн, повествующий о погоне полицейских за грабителем банка. Главный акцент сделан на захватывающей автомобильной погоне, где нейросеть Veo 2.0 продемонстрировала удивительную способность создавать реалистичное движение и синхронизацию объектов. ИИ взял на себя роль художника-постановщика, оператора и даже актера, создав все визуальные элементы фильма по текстовым описаниям. Кинорежиссер Джейсон Зада выступил в роли монтажера и звукорежиссера, привнеся в проект опыт человеческой руки и дополнив его несколькими элементами постпродакшна.
На первый взгляд The Heist потрясает своим реализмом. Сцены движения автомобилей, динамика погони — все это выполнено на уровне, едва отличимом от работы традиционной киносъемочной группы. Однако при более пристальном рассмотрении заметны и огрехи. В некоторых сценах стиль одежды и внешность главного героя внезапно меняются, что нарушает целостность визуального повествования. Эти небольшие недочеты — напоминание о том, что нейросети все еще находятся на стадии развития.
Google утверждает, что Veo 2.0 позволит значительно сократить затраты на производство видеоконтента, заменив громоздкие команды специалистов простыми текстовыми инструкциями. Нейросеть может стать мощным инструментом для независимых кинематографистов, студентов киношкол и рекламных агентств, позволив им воплощать свои идеи с меньшими затратами времени и ресурсов. Однако возникает опасение, что это приведет к сокращению рабочих мест для традиционных специалистов.
Экспертное мнение также подтверждает, что ИИ не сможет полностью заменить человека в кинематографе. Например, актриса Лариса Брохман, чьим голосом говорят герои фильмов и мультфильмов, таких как «Чебурашка», «Фиксики» и многих других, считает, что искусственный интеллект не сможет заменить актеров дубляжа.
Хотя ИИ успешно применяется в рекламе и документалистике, он не способен передать весь спектр эмоций, необходимых для оживления персонажей художественных фильмов и мультфильмов. По словам Ларисы Брохман, актерское мастерство в озвучке — это не просто чтение текста, а тонкая работа с интонацией и характером. Поэтому пока ИИ может лишь частично помогать человеку в этой сфере.
Будущее за симбиозом: человек и машина на службе искусства
Самое главное в использовании ИИ — грамотно интегрировать технологии в творческий процесс, не отменяя человеческий фактор. Нейросети — это инструмент, а не замена людям. Они могут помочь упростить работу: снять картину быстрее, дешевле и более эффектно, но именно человек со своей фантазией, эмоциями и видением должен быть во всех смыслах главным режиссером на съемочной площадке.
Роботы и ИИ не портят кино, они его меняют. И каким будет это изменение, зависит только от нас. Главное — не бояться новых технологий, но и не забывать о том, что именно человеческий талант и эмоции делают кино искусством.