Киберпанк 1940-х: как роботы участвовали во Второй мировой войне

Боевые роботы давно перекочевали из научной фантастики на реальное поле боя. Самые разные модификации дронов, робототехнические комплексы и другие устройства применяются в конфликтах по всему миру.

Полноценно машины начали применяться в бою с 1990-х годов, однако первые удачные попытки внедрения в военное ремесло современных технологий были предприняты в ходе Второй мировой войны. В День Победы журнал «Мир робототехники» решил рассказать вам о некоторых таких экспериментах.

Новое лицо войны

Вообще, идея боевого робота появилась значительно раньше 1940-х годов. Еще в 1898 году Никола Тесла представил на выставке в Нью-Йорке так называемый «дрон Теслы» — один из первых, если не первый прототип радиоуправляемой подводной лодки и телемеханического устройства вообще.

Тесла изначально предполагал, что его устройство будет использоваться именно в военных целях. Например, атаковать корабли противника с помощью торпед. Однако военные тогда не заинтересовались его изобретением.

Разработки радиоуправляемой техники активизировались в начале XX века. Особенно во время Первой мировой войны, которая изменила само восприятие боевых действий кардинальным образом. Именно в этом конфликте впервые были применены химическое оружие, танки и другие виды вооружений.

Немецкие инженеры пошли по следам Теслы и создали FL-7 — радиоуправляемую лодку. Правда, не подводную. Это был катер длиной 17 метров, который перевозил 700 кг взрывчатки и управлялся через 20-километровый провод с берега. Позднее провод перебросили на самолет, который должен был лететь строго над судном.

1 марта 1917 года FL-7 атаковала мол в Ньюпорте, а 28 октября попала в монитор «Эребус» — низкобортный броненосный корабль британского флота.

В годы Первой мировой были разработаны прародители современных дронов-камикадзе — беспилотные самолеты-снаряды «воздушная торпеда Кеттеринга» и «летающая бомба Сперри». Оба, кстати, не применялись в реальных боях.

Предпринимались и попытки создать наземную радиоуправляемую торпеду. Во Франции такие устройства начали разрабатывать с 1915 года, однако в стране быстро отказались от этой идеи в пользу создания бронированных автомобилей и другой техники. Но вскоре аналогичный проект стартовал в США под руководством дизайнера Элмера Викершема.

Сухопутные торпеды представляли собой полтонны взрывчатки на гусеничной базе. Они управлялись с помощью кабеля, а в движение приводились электродвигателями, расположенными прямо в гусеницах. Основной задачей этих машин, как можно догадаться, был инженерный подрыв укреплений противника.

«Цепные» танки

В период Второй мировой войны внедрение радиоуправляемых вооружений вышло на новый уровень. И, пожалуй, одну из самых интересных разработок создали в Советском Союзе. В 1929–1930 годах в СССР проводились испытания доработанного французского танка Renault FT (легкий танк МС-1), на который советские специалисты установили аппаратуру для телеуправления.

А уже в 1931 году оборудование типа «Мост-1» перенесли на советский Т-18. Новая машина получила обозначение ТТ-18, где «ТТ» означало «телетанк». Первая такая машина, которая прошла испытания в марте 1930 года, могла выполнять всего три команды: влево, вправо и стоп. Ее максимальная скорость варьировалась от 2,5 до 4 км/ч. Однако, ТТ-18 можно было управлять не только через кабель, но и по радиосвязи.

На испытаниях танк уверенно выполнял команды оператора, благодаря чему работу над проектом было решено продолжить. Следующая модель ТТ-18, созданная в 1933 году, могла выполнять уже до 16 команд: менять скорость, поворачиваться, останавливаться, снова начинать движение, ставить дымовую завесу, выпускать отравляющие вещества и подрывать мины.

При этом были и существенные недостатки. Во-первых, небольшой вес и смещение центра тяжести из-за установленной на месте механика-водителя аппаратуры управления приводили к тому, что машину легко могло сбить с курса даже самое небольшое препятствие. Кроме того, дальность действия радиосвязи составляла всего несколько сотен метров, причем только при благоприятных условиях. Так, например, на качество радиосигнала могли повлиять расположенные поблизости линии электропередачи.

Всего под ТТ были переоборудованы семь танков МС-1, однако на вооружение они приняты не были. В качестве альтернативы советские инженеры создали пять машин типа ТТ-27 на базе танкеток Т-27. В 1932 году начались разработки телеуправляемого комплекса на базе танка Т-26. Он состоял из телетанка ТТ-26 и танка управления ТУ-26. В первую серию вошло 35 таких групп.

ТТ-26 был вооружен огнеметом и пулеметом Дегтярева, а ТУ-26 вместо огнемета получил 45-мм танковую пушку образца 1932 года. Кстати, из нее экипаж должен был расстреливать телетанк в случае его потенциального захвата противником.

ТТ-26 могли ставить дымовые завесы, использовать химическое оружие, прокладывать проходы через колючую проволоку, а также сбрасывать мины замедленного действия.

Танками можно было управлять в УКВ- и КВ-диапазонах в течение нескольких часов. Максимальная скорость их движения составляла до 4 км/ч. Однако эффективная дистанция управления не превышала тысячи метров, а вести прицельный огонь по противнику было практически невозможно. Несмотря на это, именно ТТ-26 были единственными телетанками, которые участвовали в реальном бою.

Машины приняли участие в Советско-финской войне 1939–1940 годов. В ходе наступления под Выборгом в феврале 1940 года перед линейными советскими танками были пущены несколько ТТ-26. Но большая их часть просто застряла в воронках от снарядов и была уничтожена финской артиллерией.

Несмотря на это поражение, к началу Великой Отечественной войны в советской армии были два батальона телетанков. Правда, реально машины, а если точнее, танкетки ТТ-27 применялись всего один раз под Севастополем. 27 февраля 1942 года советские войска использовали шесть машин, начиненных взрывчаткой и управляемых через кабель. Две танкетки смогли поразить позиции немецкой армии, две взорвались до подхода к целям, а последние уничтожила немецкая артиллерия.

Одним из самых продвинутых советских телетанков была группа ТТ-БТ-7 на базе быстроходного танка БТ-7. Его разрабатывали с 1938 по 1939 годы. Отличие ТТ-БТ-7 от предшественников заключалось в защищенной от помех и ложных команд радиотелемеханической линии. Она позволяла управлять машиной на расстоянии до 4 тысяч метров на протяжении 4–6 часов.

Телетанк мог выполнять 17 команд, включая самоликвидацию при помощи заряда тротила массой 1 кг.

ТТ-БТ-7 были маневреннее, проще и надежнее ТТ-26. Однако дальнейшие работы над проектом были прекращены с началом войны. После войны проводились эксперименты по созданию телетанка на базе Т-34-85, но они завершились неудачей.

Голиаф, Афродита и Дедал

Немецкие инженеры отдавали предпочтение более компактным решениям. С 1938 года над созданием радиоуправляемых машин работала фирма Borgward. В 1939 году она представила тяжелый гусеничный автомобиль B-IV. Основной ее задачей стала борьба с танками. Однако при этом B-IV умел создавать минные поля, которые можно было взорвать дистанционно.

Первые такие машины были переданы немецкой армии в 1942 году. Для управления B-IV использовались модернизированные танки Pz.Kpfw. III с радиоаппаратурой на борту. Сигнал передавался по радио в УКВ-диапазоне или с помощью кабеля.

Машины широко применялись немецкой армией, но не оказали существенного влияния на ход войны. При этом стоит отметить, что B-IV стал одной из первых боевых машин, которую пытались научить видеть.

В начале 1943 года немцы провели испытания B-IV, оснащенного суперконоскопической телекамерой. Изображение передавалось по радио в танк управления на специальный визор. Однако передающая установка камеры была основана на лампах, которые плохо переносили механические нагрузки. Из-за этого система была ненадежной, в связи с чем от дальнейшего ее развития было решено отказаться.

Но большей известностью пользуется младший брат B-IV, получивший кодовое имя «Голиаф». Такие радиоуправляемые мины-танкетки даже участвовали в боях с советской армией. Впервые — на Курской дуге.

«Голиафы» несли на борту от 75 до 100 кг взрывчатки, управлялись через провод и могли развивать скорость до 9,5 м/с. Они применялись для нападения на танки из засад, разрушения укреплений.

Несмотря на то что за всю войну было выпущено более 7 тысяч «Голиафов», как немецкие, так и советские инженеры признавали низкую эффективность танкеток. Они были крайне уязвимы, стоили дорого, плохо преодолевали препятствия и двигались очень медленно.

А вот заокеанские союзники — США — видели больше пользы в авиации. Яркий пример этого — проект «Афродита». ВВС США планировали использовать старые бомбардировщики B-17 и Consolidated PB4Y в качестве радиоуправляемых летающих бомб. Их задачей было уничтожение бункеров и других укреплений.

Проект стартовал в 1944 году, однако очень быстро показал свою неэффективность. Большинство объектов, которые США выбрали в качестве цели, были захвачены наземными войсками или уничтожены обычной авиацией. Кроме того, радиоуправляемые бомбардировщики оказались крайне уязвимыми для зенитной артиллерии противника.

История радиоуправляемых бомбардировщиков в СССР вообще тема для отдельной статьи. Она началась весной 1932 года в Ленинграде. Для создания телесамолетов предполагалось использовать устаревшие или просто старые машины. Их хотели применять в качестве самолетов-бомб, мишеней, а также для управляемого бомбометания.

Специально для решения этой задачи был разработан автопилот АВП-2 с двумя гироскопами, который управлял самолетом с помощью пневмоприводов. В 1933 году его установили на ТБ-1 («тяжелый бомбардировщик первый»). Самолет совершил тестовый восьмичасовой перелет по маршруту Евпатория–Харьков–Москва.

В то же время был разработан прибор для радиоуправления автопилотом с земли или другого самолета. Устройство, получившее название «Дедал», могло передавать до 16 команд, меняя курс, крен, тангаж, скорость и высоту полета. Прибор мог посылать стабильный сигнал на расстояние до 25 км. ТБ-1, управляемый с помощью «Дедала», четко выполнял команды, а пилоты весь полет не прикасались к рычагам управления.

В 1935 году были утверждены требования к управлению группой ТБ-1 с борта ТБ-3. Первые должны были уничтожать объекты противника на воде, земле и в воздухе. В воздух машины поднимали пилоты, которые после набора высоты парашютировались. После этого ведущий ТБ-3 принимал управление самолетами на себя. Он же контролировал бомбометание или подрыв ТБ-1. При этом отдельной задачей оставалось обеспечение беспилотной посадки ТБ-1 после сброса бомб.

В 1936 году шестью ТБ-1 был оснащен авиационный отряд особого назначения. Машины были сильно изношены, а автопилот и питающий его воздухом компрессор все время выходили из строя. Несмотря на это, планировалось оснастить таким оборудованием — естественно, доработанным — истребители И-16 с реактивными снарядами, ТБ-3 и сбрасываемые с него планеры, груженные тонной взрывчатки, а также разработать приборы радиоуправляемых взлета и посадки. Последнее было необходимо для экономии средств: самолеты-бомбы в этом случае можно было бы заменить на машины, сбрасывающие бомбы и возвращающиеся к месту базирования. Все работы планировалось закончить к 1937–1938 годам.

Первые три ТБ-1 с доработанным оборудованием появились в 1938 году. Первый был самолетом управления, второй — самолетом-бомбой, а третий мог взлетать и садиться с помощью автопилота. В ходе заводских испытаний с ноября по декабрь 1938 года этот самолет совершил 17 взлетов и 22 посадки в режиме дистанционного управления.

Параллельно испытывали телесамолет У-2, который смог выполнить посадку без участия пилота, и Р-5, совершивший в ноябре два неудачных полета — отказала аппаратура. Из-за этого работы по проекту, которые вел НКВД, были свернуты.

В 1940 году было принято решение об изготовлении двух телесамолетов ТБ-3: летающей бомбы и многоразового автоматического бомбардировщика, — два скоростных фронтовых бомбардировщика АНТ-40 (СБ) в тех же модификациях, а также один СБ и дальний бомбардировщик ДБ-3 — самолеты управления. В то же время велась разработка новой системы автоматического управления с дальностью до 100 км и возможностью осуществления бреющего полета.

Телесамолет ТБ-3 «Бомба» успешно прошел госиспытания в 1941 году. Машиной управляли с земли и с помощью кнопочного пульта в кабине.

Для «Бомбы» была создана бомба длиной 7 м и весом более 6 тонн. Ее установили внутри фюзеляжа. В марте 1942 года ТБ-3 в сопровождении ДБ-3Ф был послан уничтожить занятый немцами железнодорожный узел Вязьма. Но при подлете к цели была повреждена антенна ДБ-3Ф, из-за чего «Бомба», потеряв управление, рухнула в тылу противника. Второй ТБ-3 был уничтожен взрывом боеприпасов на аэродроме.

Комариные укусы

Другой проект ВВС США — Radioplane OQ. Этот радиоуправляемый беспилотник-мишень был создан фирмой американского актера Денни Реджинальда в 1934 году. За время Второй мировой войны удалось собрать более 15 тысяч таких аппаратов в трех модификациях: OQ-2, OQ-3 и OQ-14.

Беспилотники оснащались двухтактным двухцилиндровым двигателем внутреннего сгорания мощностью 6 л. с. с двумя соосными пропеллерами. Скорость достигала 85 км/ч. Аппарат стартовал с катапульты, а садился с помощью парашюта, который выстреливался автоматически в случае потери контакта с оператором.

Немцы разрабатывали радиоуправляемую бронебойную планирующую авиабомбу FX-1400. Ее предназначение — уничтожение морских целей. Боеприпас имел крестообразное основное и коробчатое хвостовое оперение. По разным данным, FX могла пробить от 130 до 150 мм брони.

Бомбой управляли с самолета-носителя через радиопередатчик FuG 203 «Kehl». Для того чтобы оператор мог следить за снарядом, на него устанавливали светодымовой трассер и фару. Оператор мог корректировать точку падения бомбы в пределах 500 м по дальности и 350 м по направлению. Бомбометание осуществлялось с высоты 4–6 км на расстоянии 5 км от цели. FX-1400 планировала в сторону цели в режиме радиоуправления, а самолет оставался вне зоны досягаемости зенитных орудий. Однако бомбардировщик должен был удерживать курс, чтобы оператор мог постоянно видеть бомбу, что повышало риск поражения зенитками или истребителями.

Идею такой «москитной» беспилотной авиации прорабатывали и в СССР. Речь шла о создании планирующих торпед — планеров с взрывчаткой или торпедами, которые цеплялись на подвеску самолета-носителя, а потом дистанционно наводились на цель. Предполагалось использовать не только радиоуправление, но и инфракрасный луч.

Преимущества планера заключались в бесшумности и небольшом размере, затрудняющими обнаружение аппарата и работу ПВО.

Разработкой машины занимались сразу три лаборатории. В 1934 году были испытаны первые образцы планера и оборудования. Первые четыре экземпляра, известные как ПСН-1, построены в 1935 году. В марте 1938 года работы по проекту были свернуты по неизвестной причине. В том же году был создан планер ПСН-2 с поплавочным шасси, который мог запускаться как с самолета, так и буксироваться по воде.

Первый образец ПСН-2 был испытан в 1940 году. Он мог нести авиационную бомбу ФАС весом 1 тыс. кг или торпеду. Носителем должен был стать ТБ-3. Однако в том же году все работы по созданию планера были прекращены.

09.05.2024
Аркадий Гончаров
Фото: Midjourney, Музей Николы Теслы, Энциклопедия астробиологии, астрономии и космических полетов, авиару.рф

Мы рекомендуем:

Электрод-невидимка — революция в восстановлении мозга

Электрод-невидимка — революция в восстановлении мозга

Электрод-невидимка — революция в восстановлении мозга

Электрод-невидимка — революция в восстановлении мозга