Игра в четыре руки: человек против нейросети в музыке

В современном мире человека повсюду окружают технологии, включая искусственный интеллект. Едва ли не каждый день очередная нейросеть становится частью повседневной жизни. Неудивительно, что люди начали задумываться о последствиях таких технологий.

Вопрос о том, помощник ИИ человеку или серьезная угроза, ставят перед собой представители самых разных сфер и отраслей. В том числе и музыкальной индустрии.

История нейросетевого музыканта

Отношения человека и ИИ в музыкальной сфере начались еще в XX веке. В 1955 году компьютер ILLIAC I (Иллинойский автоматический компьютер) написал первое в истории «искусственное» музыкальное произведение — сюиту для струнного квартета. Результат эксперимента был далек от идеала и противоречив, но послужил толчком для дальнейших разработок в области музыкального творчества машин.


Первые положительные результаты экспериментов по использованию нейросетей для создания музыки были получены в 2016 году. И уже в 2018-м выходит первый музыкальный альбом, полностью созданный ИИ. Продюсером, исполнителем и композитором пластинки стал музыкальный софт Amper. Программное обеспечение позволяло живому артисту выбрать желаемую длину трека, настроение, темп и жанр, а время создания композиции составляло несколько секунд.

Сегодня нейросети способны дописывать произведения великих классиков и самостоятельно создавать музыку с нуля.

Гармония или диссонанс?

Несмотря на долгую историю развития компьютерного композитора, люди все еще не пришли к однозначному ответу на вопрос о его пользе и вреде. Бесспорно, что технологии ИИ сильно прогрессировали и дают множество возможностей для музыкального творчества.

В частности, их использование существенно сокращает время работы над композицией. Больше нет необходимости записывать живые инструменты в студии, так как специальные нейросети могут генерировать их звучание, изменять тональность, темп, отдельные оттенки звучания, в том числе недоступные для воспроизведения живым музыкантом.

Более того, алгоритмы могут генерировать целые мелодии или песни любого жанра с текстом на любом языке.


Рынок программного обеспечения для автоматического создания музыки в последние годы сильно разросся. В топ самых популярных программ для создания музыки входят Suno AI, Mubert, Soundful и другие. Интерфейс этих нейросетей достаточно прост, чтобы с управлением программы справился даже новичок. Например, Humtap предоставляет возможность сгенерировать или обработать композицию посредством голосового запроса, то есть с помощью пения, насвистывания или других звуковых эффектов. А Soundful стремится привлечь творческих людей отсутствием проблем с авторскими правами на созданный продукт.

Технологии делают реальностью управление нейросетью голосом прямо в процессе живого исполнения, а не только в записи.

Песнь компьютера

Несмотря на то что в основном технологии на базе ИИ представляют собой эффективное средство для оптимизации рабочего и творческого процесса, постепенно они учатся создавать музыку без помощи человека.

В 2017 году состоялся дебют виртуальной исполнительницы Miquela, созданной робототехническим стартапом Brud.


Еще одним «цифровым композитором» становится Yona от британского музыканта Эша Куша. Как заявляет создатель, Yona способна самостоятельно сочинять мелодию и текст к ней. Большая часть ее репертуара не имеет смысла и конкретики, но некоторые треки способны сравниться по эмоциональности и точности передачи настроения с работами живых исполнителей.

Таким образом, ИИ сегодня способен не только помочь человеку, но и бросить ему вызов, сведя к минимуму потребность участия живого композитора в написании музыки.

Кибер-Моцарт

Современный ИИ осваивает не только родную для него электронную и относительно простую популярную музыку.

В 2023 году специалисты Сколковского института науки и технологий опубликовали статью о нейросети, которая позволила бы пользователю любого уровня стать дирижером виртуального оркестра, исполняющего классические произведения. Человек смог бы управлять «музыкантами» с помощью жестов, голоса или мимики.

Эксперименты были направлены на то, чтобы научить алгоритмы проигрывать мелодию по партитуре и предсказывать характеристики исполнения, такие как темп, длительность и громкость. Создатели стремились сделать как можно более понятный и простой интерфейс системы и максимально расширить количество инструментов.


В том же году на Восточном экономическом форуме прошел первый концерт международного масштаба, где искусственный интеллект от «Сбера» исполнил роль солиста и импровизатора. Для данного события композитор Петр Дранга совместно с нейросетью и экспертами из КНР написали симфонию № 1 «Космос» для Большого симфонического оркестра, которую представили публике на Приморской сцене Мариинского театра.

В первых двух частях композиции солировали музыканты из Китая, а модель SymFormer контролировала экспрессивность звучания с помощью виртуального синтезатора. В третьей и четвертой частях симфонии нейросеть выступила перед слушателями с импровизацией.

Петр Дранга отметил, что искусственный интеллект стал полноценной частью творческого процесса и соавтором композиции, а также отлично справился с импровизацией в режиме реального времени.

Золотые ноты

ИИ отличается не только возможностями, но и выгодой для звукозаписывающих компаний. Использование нейросетей исключает возможность возникновения различных конфликтов, которые происходят с реальными артистами, не требует выплаты гонорара и авторских отчислений. Следовательно, большая часть дохода от композиции достается продюсерам.

Также снижаются и издержки на производство музыки. Цены даже на премиальные нейросети достаточно демократичны, если сравнивать их с затратами на приобретение большого числа инструментов, аппаратуры, на работу обслуживающего персонала и музыкальной команды. Все это уже сейчас возможно заменить парой программ и человеком, стоящим за пультом управления.


Некоторые компании уже сделали шаг в данном направлении. Так, в 2019 году Warner Music заключила первый в истории контракт с исполнителем-алгоритмом Endel. Эта нейросеть обладает невероятной производительностью — она способна выпускать в течение года 20 новых альбомов. По словам разработчика, Endel способна подстраиваться под настроение пользователя, подбирая более энергичные треки для занятия спортом, более спокойные — для сна или работы.

Музыкальный ринг

Многие певцы и музыканты встревожены подобным развитием событий в музыкальной индустрии.

Весной 2024 года около 200 зарубежных исполнителей подписали петицию о запрете использования ИИ для создания музыкальных композиций. Неравная конкуренция в отрасли, создаваемая огромным спросом на нейросети, оскорбляет их чувства. Кроме того, повод для беспокойства создает возможность того, что чрезмерное распространение алгоритмов в будущем приведет к сокращению потребности в живых исполнителях на рынке музыкальных услуг, а это укрепит барьер для талантливых личностей, пробивающихся в индустрию.


Однако многие любители музыки отвергают вероятность подобного развития событий. Они уверены, что живое исполнение выдающегося артиста всегда будет больше цениться, чем звук, созданный машиной. Только человек способен передать эмоции и создать атмосферу, ради которой многие поклонники хотят услышать пусть не идеальное, но душевное исполнение. А искусственный разум просто не способен делиться живыми чувствами с аудиторией.

03.07.2024
Мария Уртаева
Фото: Freepik – Freepik, Freepik – Vecstock

Мы рекомендуем:

Потрогать интернет: в России планируют построить сверхбыстрые магистральные сети