
Стремительное развитие искусственного интеллекта вызывает тревогу не только у рядовых граждан, но и у специалистов в самых разных областях. Один из основателей Apple Стив Возняк как-то отметил, что нейросети рано или поздно станут достаточно умными, чтобы полностью избавиться от человечества, а культовый японский аниматор Хаяо Миядзаки обратил внимание на то, что машина не способна чувствовать человеческую боль.
В глобальном смысле обе эти цитаты иллюстрируют проблему потери контроля над ИИ и превращение человека в «глазах» компьютера из, грубо говоря, повелителя в некий предмет, к обращению с которым следует подходить только с холодным расчетом.
Вопрос о том, кто останется на вершине пищевой цепи — ИИ или человеческий разум — стал главным на сессии «Естественный интеллект vs Искусственный интеллект: кто выйдет победителем?» второго международного форума «Цифровая транспортация». Модерировал дискуссию прикладной футуролог Данила Медведев.
Доктор биологических наук, специалист в области физиологии, нейробиологии и психофармакологии Вячеслав Дубынин подчеркнул, что ИИ сегодня выполняет практически любую задачу более умело, чем человек. При этом в отличие от искусственного, разум человеческий ограничен многими параметрами, включая, например, объем памяти, отметил промышленный дизайнер Владимир Пирожков.
Широчайшие возможности ИИ позволяют применять его в самых разных сферах. В основном, это внедрение направлено на освобождение человека от скучной, рутинной и опасной работы. Например, нейросети являются важными помощниками ученых, так как помогают обрабатывать, анализировать и систематизировать огромные объемы информации. По словам Вячеслава Дубынина, ИИ позволяет ускорить научный поиск и внедрение его результатов в практику.
Другой пример — транспортная отрасль. Использование нейросетей на железной дороге позволяет машинисту, который все больше становится оператором, концентрироваться только на сложных, экстренных ситуациях, сказал начальник департамента информатизации ОАО «РЖД» Кирилл Семион. Он отметил, что согласно исследованиям компании в комфортной обстановке — не в кабине локомотива, а за экраном компьютера в офисе — человек реагирует на такие ситуации намного быстрее и, что куда важнее, эффективнее.
Компании «Евросиб» ИИ помогает распределять вагоны в составах, рассказал директор по стратегии и развитию АО Игорь Белов. Однако окончательное решение, как и на железной дороге, принимает человек.
Причин тому как минимум две. Во-первых, ИИ не может обеспечить стопроцентную безопасность.
Во-вторых, компьютер, по сути, ненаказуем.
Генеральный директор VisionLabs Дмитрий Марков заявил, что всегда останутся сферы, где машина не сможет заменить человека полностью. Например, в хирургии. Кирилл Семион, в свою очередь, выразил уверенность в том, что в ближайшие пять лет ситуации, когда ИИ будет принимать решение без человека, не случится.
Эксперты сходятся во мнении, что главная проблема противостояния человека и компьютера кроется в самом человеке. Игорь Белов, например, указал, что решения нейросетей и информация из баз данных позволяют человеку снять с себя ответственность за результаты решения поставленных перед ним задач.
Кирилл Семион подчеркнул, что люди отдают машинам выполнять ту работу, которую им самим делать лень, тем самым самостоятельно снижая свою интеллектуальную ценность.
Самая главная угроза для человечества со стороны ИИ — деградация функций естественного интеллекта. Вячеслав Дубынин подчеркнул, что недостаточная нагрузка на отделы мозга приводит к синаптическому прунингу — сокращению числа синапсов. Бездумное использование нейросетей в итоге может «потушить» человеческий разум.
При этом профессор добавил, что как помощник и ассистент человека нейросеть — вещь очень полезная. Людям, по мнению эксперта, следует готовиться к здоровой конкуренции с ИИ в будущем: получать новые знания, навыки, менять профессии, развивать собственные, естественные нейросети.