В Магнитогорске протестировали беспилотный «Урал»

За беспилотными автомобилями будущее, они будут задействованы в целом ряде отраслей. У российских компаний уже есть разработки, которые сейчас проходят испытания. Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) провел тесты беспилотника автозавода «Урал» из Миасса. В разработке «умного» грузовика участвовали НПО «Андроидная техника» и компания «АРС».

Прототип первого беспилотного грузовика «Урал» был представлен еще в августе прошлого года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022». Автомобиль создан на шасси «Урал-432067-73» с колесной формулой 4×4. Машина может перевозить грузы массой до 5 тонн, для их крепления грузовик оборудован специальными скобами.

«Урал» способен разгоняться до 80 км/ч, а также преодолевать различные препятствия, включая брод глубиной 70 см. Грузовик оснащен техническим зрением и может эксплуатироваться с помощью пульта дистанционного управления или же полностью в автономном режиме.

Машина в первую очередь удивляет своей внешностью: у нее нет кабины, так как в этом нет практической необходимости. Между тем, главное ее отличие от существующих моделей беспилотников — в умении двигаться по бездорожью и считывать путь не по дорожной разметке и знакам, а с помощью машинного зрения — по координатам, при этом не теряя связи с пультом управления.

Если встречается препятствие, которое система не может оценить самостоятельно, техника автоматически остановится, передаст «картинку» оператору и двинется вперед только по его сигналу. Причем один оператор в течение смены может наблюдать за работой десятка подобных автомобилей. Грузовик может найти применение в условиях, недоступных или опасных для людей.

Весной началось тестирование грузовика. Подготовка беспилотника к работе на промышленной площадке включала в себя проработку маршрута передвижения между производствами и цехами завода, автономную парковку на местах разгрузки, объезд препятствий на пути следования.

В этом проекте активное участие принимают команда инженеров-конструкторов НПО «Андроидная техника» и компании «АРС» — центра автономных роботизированных систем Магнитогорска. За время разработки и обкатки тестового маршрута беспилотный грузовик проехал по территории завода почти 80 километров.

Беспилотник оснащен огромным количеством различной электроники — системой навигации, лазерными лидарами для сканирования окружающего пространства, камерами для удаленного управления и определения дорожной обстановки.

— Там стоит ряд вычислителей, сенсорика, как у навигационной системы, лидары лазерные для сканирования пространства вокруг, камеры для удаленного управления и для определения дорожной обстановки: люди, машины, грузовики, знаки. В целом с таким набором сенсорики мы обеспечиваем безопасное движение по территории производственного предприятия ММК-МЕТИЗ, — рассказал генеральный директор компании «АРС» Александр Пермяков.

Если сравнивать беспилотники с классическими автомобилями с шоферами, то первые обладают практически неограниченной работоспособностью. Машина, которая имеет автономное управление, не устает и почти не ошибается даже на сложных маршрутах, в условиях низких температур и плохой видимости.

Глава отдела перспективного развития ММК-МЕТИЗ Константин Куранов сообщил, что предприятие намерено в будущем использовать подобную технику для перевозки грузов между производственными подразделениями и в транспортно-логистические центры.

Исполнительный директор НПО «Андроидная техника», председатель правления Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления Евгений Дудоров добавил, что беспилотные грузовики имеют большие перспективы в сфере транспортировки грузов для нужд отдаленных регионов, прежде всего в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

— Сделать железяку, образец достаточно просто, а научить его быть по-настоящему автомобилем, выполнять свои задачи — вот это сейчас и происходит. От нас большая благодарность ММК-МЕТИЗ за предоставление этой площадки, что мы вместе с НПО «Андроидная техника» можем провести здесь эти испытания, проверки и двигаться дальше, — отметил главный конструктор АЗ «Урал» Антон Акимов.

Внедрение современных технологий в логистике является частью стратегии развития ММК, а применение беспилотного транспорта нацелено на повышение эффективности перевозок и уровня цифровизации компании.

— До текущего момента производство таких машин было достаточно дорогое, не было технологии, дорогое сенсорное оборудование, сейчас эти технологии дешевеют, в России начинают производить большое количество необходимой сенсорики, алгоритмы готовые, то есть сейчас мы выходим на то, чтобы сделать комплект доступным, чтобы у предприятия это выходило на адекватную окупаемость в течение года-двух, — подчеркнул Александр Пермяков.

Между тем, автозавод «Урал» уже в 2023 году собирается начать серийный выпуск беспилотных автомобилей. «Беспилотник мы запускаем в этом году, он уже выходит в серию», – говорит гендиректор предприятия Павел Яковлев.

Он добавил, что образец беспилотного грузовика прошел испытания на одном из предприятий ММК, обсуждается возможность поставки для комбината таких машин. «Я количество не могу сказать, потому что мы сейчас ведем переговоры. Но «Магнитка» (ММК) будет его использовать. Испытания прошли удачно», — подчеркнул Яковлев.

Также гендиректор предприятия, оценивая перспективы рынка беспилотных грузовиков посетовал, что для его развития «надо заниматься правилами регулирования». «Сегодня беспилотный автомобиль — он бесправный. Потому что нет стандартов, нормативной базы, кто его поставит на учет и т. д. Поэтому выезжать за пределы закрытых территорий пока он не может», — резюмировал Павел Яковлев.


20.06.2023
Фото: ММК-МЕТИЗ; НПО «Андроидная техника»

Мы рекомендуем:

Экология и безопасность: как роботы меняют нефтегазовую отрасль

Экология и безопасность: как роботы меняют нефтегазовую отрасль