Роботы-доставщики поедут по конвейеру

Представители компании «Яндекс» сообщают, что старт массового производства новых моделей роботов запланирован уже на конец 2025 года.

Появившиеся осенью 2019 года шестиколесные роверы давно стали друзьями жителей Москвы. В Министерстве экономического развития рассказали, что только в столице ежемесячно роботы выполняют более 30 тысяч перевозок. В «Яндексе» же отметили, что стоимость доставки роботами почти сравнялась со стоимостью перевозки обычными курьерами. За шесть лет разработчики выпустили уже три поколения робота и, кажется, не собираются останавливаться.

Автономный курьер пережил много полезных изменений от поколения R1 до R3. Первый прототип робота был выпущен в 2015 году и постоянно совершенствовался. R1 был создан для определения потенциала рынка рободоставки в России, он использовался с 2019 по 2020 год. Тестируя ровер, специалисты «Яндекса» применяли машинное обучение, оптимизировав тем самым процессы доставки.

Проанализировав результаты, в компании провели работу над улучшениями и поместили новые решения в поколение R1.5. Промежуточная версия ровера значительно лучше ориентировалась в пространстве. Помимо систем навигации, разработчики также улучшили систему управления энергопотреблением. Они перестали использовать аккумуляторы от электровелосипедов и заказали батареи по собственному техническому заданию у отечественного производителя. Как итог время работы от одного заряда увеличилось более чем в два раза.

Следующая модель, R2, значительно отличалась от предшественников своим корпусом. «Болид» имел более округлые формы, поэтому пользователи часто отмечали его космический стиль. Специалисты компании разработали собственную материнскую плату для вычислителя, закрепив на ней Ethernet-роутер, Wi-Fi и LTE-модемы, платы ввода видеопотоков и GNSS-модуль. Такое решение оптимизировало работу ровера и вновь сократило объем энергопотребления. Разработку высоко оценили на международном уровне, позднее часть роботов была перевезена для работы в других странах.


Слева направо: модели R1, R2 и R3

Самое новое поколение включило в себя множество новинок, которые позволили лучше ориентироваться в пространстве и видеть мелкие предметы на пути. В «Яндексе» рассказали, что хотели сделать R3 более мобильным, научив его заезжать на высокие бордюры и передвигаться по бездорожью.

В третьем поколении был изменен лидар, его новая версия обладает более широким углом зрения и имеет в четыре раза больше лучей (64 вместо 16). Для ровера были приобретены фишай-линзы («рыбий глаз») с углом зрения более 180 градусов и фронтальная камера с длиннофокусным объективом.

Чтобы робот лучше преодолевал сугробы и «снежную кашу», была разработана собственная зимняя резина. Она имеет более жесткий протектор и большую площадь контакта с поверхностью. Повысить проходимость ровера также значительно помогла новая подвеска. Она оказалась более эффективной благодаря использованию карбоновых рессоров.

При возникновении трудностей робот блокирует колеса, передает сигнал об ошибке и ждет поддержки человека. Оператор, пришедший на помощь колесному другу, оценивает сложившуюся ситуацию и оставляет подсказки для выхода из неудобного положения, тем самым обучая искусственный интеллект.

Спрос пользователей на новых колесных помощников позволил «Яндексу» в режиме нон-стоп совершенствовать модели и программное обеспечение. В процессе модернизации разработки инженеры существенно локализовали производство и сократили влияние внешних факторов на производство.

Помимо технических и экономических изменений, видны и социальные. За шесть лет работы сервиса случаев намеренного причинения вреда и кражи роверов практически не было. Роботы прижились и стали любимыми помощниками тысяч россиян. В социальных сетях есть много видеороликов, в которых прохожие помогают малышам-курьерам преодолевать высокие бордюры, сугробы и другие препятствия.

С ростом числа активных роботов и спроса на их помощь появилась необходимость в определении четких правил их передвижения и страхования. В середине мая 2025 года «Яндекс» обратился в Минэкономики с проектом нового экспериментального правового режима, который закрепит за роботами статус полноценных участников дорожного движения.

В проекте документа предлагается разрешить роботам ездить по тротуарам и велодорожкам, ввести номера и QR-коды для контроля, а также создать обязательное страхование роверов на сумму 500 тысяч рублей.

Специалисты компании выразили свою позицию по регулировке скорости передвижения автономного курьера. Они предлагают ограничить максимальную скорость движения до 25 км/ч, при движении по тротуару — до 10 км/ч, при пересечении дороги и перекрестка по зебре — до 6 км/ч.

В предложенном ЭПР был описан порядок действий при попадании в ДТП с роботами и даже условия прекращения эксперимента. Отмечается, что, если в ходе ДТП с участием ровера будет причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека, действие проекта будет прекращено.

04.07.2025
Данил Краев
Фото: пресс-служба «Яндекса»

Мы рекомендуем: