На Московском центральном кольце (МЦК) в 2024 году начала курсировать первая беспилотная «Ласточка» — инновационный электропоезд, который открывает новую главу в истории российских технологий автоматизации.
Этот проект стал серьезным шагом для отечественной отрасли робототехники и беспилотников. Пока на этапе тестирования в кабине поезда остается машинист, страхующий систему, но уже к 2026 году «Ласточка» должна полностью освободиться от человеческого контроля.
Как планируют разработчики, она будет двигаться по московским маршрутам самостоятельно, плавно маневрируя по рельсам и мгновенно реагируя на любые изменения на пути.
«НИИАС», член Консорциума робототехники и СИУ, вооружил «Ласточку» передовыми технологиями, которые делают поездки не только комфортными, но и безопасными: специалисты ввели квантовое распределение ключей (КРК). Эта технология — будто из научной фантастики — представляет собой реальное и мощное средство защиты данных. Система позволяет передавать криптографические ключи по «квантовой» связи, практически невосприимчивой к взлому. Информация передается бесконтактно и автоматически благодаря специальным устройствам, и это делает обмен данными предельно безопасным, что особенно важно в условиях плотного городского движения.
Но на этом технические чудеса «Ласточки» не заканчиваются. Для полного контроля над ситуацией поезд оборудован системами технического зрения и управления четвертого уровня автоматизации. Это означает, что состав в реальном времени может «видеть» и анализировать дорогу, самостоятельно оценивать обстановку и моментально реагировать на любые изменения.
Первые тесты прошли еще в 2019 году, когда на полигоне в Щербинке беспилотный поезд сработал четко и остановился перед установленным на пути манекеном. Сегодня специалисты «НИИАС» прорабатывают десятки сценариев возможных нештатных ситуаций, чтобы обеспечить высочайший уровень безопасности на борту и сделать автономные поезда полностью надежными для пассажиров.
Система централизованного управления беспилотными поездами на МЦК — это шаг в будущее, когда диспетчер сможет отслеживать до четырех составов одновременно. Благодаря этому интервалы между поездами сократятся с четырех до трех минут, что повысит пропускную способность линии и сделает поездки для пассажиров еще удобнее.
Искусственный интеллект, управляющий «Ласточкой», справляется с обработкой данных всего за 0,3 секунды — в четыре раза быстрее человека! Такая сверхбыстрая реакция системы позволяет точнее соблюдать расписание и увеличивает общую надежность движения поездов.
Хотя ключевые программные решения для беспилотной «Ласточки» разработаны в России, некоторые компоненты пока импортируются из-за рубежа. Однако «НИИАС» и другие российские компании активно работают над полным импортозамещением. По словам главы РЖД Олега Белозерова, к 2026 году «Ласточка» будет оснащена исключительно отечественными устройствами.
Новый поезд, получивший название «Финист», — это обновленная версия «Ласточки» с увеличенной вместимостью, улучшенной компоновкой салона и более удобным расположением мест для пассажиров. «Финист» — символ обновления и амбициозных стремлений России в области высоких технологий на железнодорожном транспорте.
Проект беспилотной «Ласточки» иллюстрирует стремление к передовому развитию железнодорожной автоматизации. АО «НИИАС», как участник Консорциума робототехники и СИУ, активно продвигает внедрение квантового шифрования и других технологий, обеспечивая российским беспилотным поездам конкурентоспособность на мировом уровне.