Быть первым по продажам «АвтоВАЗу» помогают роботы

Шутки про «АвтоВАЗ» давно стали народным фольклором, но именно Волжский автозавод уже много лет является лидером продаж в России. Сейчас на российский авторынок собираются выйти новые китайские автогиганты, да и в случае успеха российско-американских переговоров в нашу страну вернутся многие иностранные автопроизводители. Конкуренция будет запредельная, а чтобы ее достойно выдержать и сохранить желтую майку лидера, нужны роботы. И на «АвтоВАЗе» их уже около 1300.

В минувшем году россияне купили 1,57 млн новых легковых автомобилей. Показатели 2024 года на 48,4% выше, чем в 2023 году. Традиционно лидером продаж стал «АвтоВАЗ». Продажи коммерческих и пассажирских автомобилей LADA по итогам минувшего года на рынке РФ составили 458 933 единицы, что на 30,2% выше, чем в 2023 году.


Самым же покупаемым автомобилем стала LADA Granta, разойдясь тиражом в 205 622 единицы, что чуть меньше (— 0,2%), чем в 2023-м. На втором месте в этом рейтинге LADA Vesta, которую выбрали 123 456 автомобилистов (рост в 2,5 раза), что является рекордным показателем с момента запуска производства этой модели в 2015 году. В производстве двух главных машин отечественного автогиганта активное участие принимают роботы.

«У нас очень высокороботизированное и автоматизированное предприятие. На площадках «АвтоВАЗа» работает около 1,3 тысячи роботов. Уровень автоматизации на линии сварки автомобиля Lada Granta, а это наш бестселлер, составляет порядка 85%», — заявил гендиректор «АвтоВАЗа» Максим Соколов на встрече с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным.

Производство Vesta тоже достаточно роботизировано. Детально рассмотрим, как налажен выпуск флагманской модели.

1. Штамповка

В прессовом производстве роботизированные комплексы загружают в пресс плоские заготовки из стали, а далее оперативно перемещают уже видоизмененные детали внутри пресса. Ведь чтобы отштамповать фигурную кузовную деталь, нужно придавать ей форму постепенно, в несколько этапов.


2. Сварка и краска

В цехе сварки 82 робота манипулируют деталями кузова и сваривают их, ловко двигая «рукой» со сварочными клещами. В цехе окраски роботы наносят эмаль на лицевую поверхность кузова — качественно, ровным слоем.

3. Установка деталей

Здесь уже автоматическая «рука» может служить продолжением рук человеческих. Это специальный манипулятор, который помогает перемещать громоздкие детали. С помощью подобных манипуляторов на кузов LADA Vesta устанавливаются боковые двери после того, как их соберут на отдельном маленьком конвейере. Также данные механизмы помогают устанавливать колеса: специальный подъемник подает колесо, для того чтобы его прикрутили на ступицу. А запасное колесо и вовсе запрыгивает в багажник без участия человека!

4. Сборка моторов

На линии сборки моторов роботы тоже наносят специальный герметик — для приклеивания головки блока цилиндров. Но по большей части цифровые помощники подсказывают человеку, например, какую деталь нужно взять при селективной сборке. А еще контролируют, защищая от ошибок. Допустим, если отклониться от правильной последовательности затяжки болтов, линия автоматически отключится.


5. Доставка комплектующих

Автоматическая тележка с кит-комплектом для сборки подвозит автокомпоненты, следуя по маршруту, проложенному магнитной лентой. У тележки есть фотоэлемент, который предотвращает наезд на человека или столкновение с другими тележками. Часто можно наблюдать, как тележка терпеливо ждет, пока пройдут и проедут другие. Но все же подает звуковой сигнал: дайте проехать, не задерживайте конвейер! LADA Vesta должна быть собрана качественно и точно в срок!

«Завод взял курс на роботизацию производства. У роботов, в отличие от человека, не болит спина, он не устает и всегда делает свою работу одинаково и стабильно, а значит, по определению качественно. Там, где не удается полностью роботизировать процесс, завод внедряет автоматы, чтобы облегчить работу человека. Целей две: во-первых, снизить нагрузку, во-вторых, обеспечить стабильность исполнения операций», — заявил глава дирекции по качеству автосборочных производств Виталий Парадизов.

Так что важность роботизации в автопроме уже никто давно не оспаривает. С увеличением числа роботов и автоматических систем на заводах производство стало более эффективным. Это позволяет сокращать время сборки, снижать затраты и повышать качество автомобилей. В будущем российский автопром должен стремиться к полной цифровизации и интеграции новых технологий. Это включает в себя использование искусственного интеллекта.


А пока в условиях жесткой конкуренции с китайскими автоконцернами «АвтоВАЗ» сохраняет свои лидирующие позиции, но с учетом возможного возвращения американских, европейских, японских и корейских иномарок придется, что называется, поднажать.

19.03.2025
Артем Реутов
Фото: пресс-служба «АвтоВАЗа»

Мы рекомендуем: