
Что нужно сделать для того, чтобы роботизация стала приоритетным вектором развития для секторов промышленности? Насколько остро стоит проблема дефицита профильных кадров и как ее решить? Эти вопросы стали ключевыми на экспертной сессии «Индустрия 4.0: робототехника как инструмент повышения производительности транспортной отрасли в условиях дефицита кадров», которая состоялась в рамках XI Конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес».
Роботизация необходима как часть модернизационных мероприятий, и транспортный сектор может стать флагманом этого процесса, отметила модератор сессии Ольга Мудрова, исполнительный директор Национальной ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР).
Роботизация транспортной сферы и железнодорожного транспорта в частности — в топ-3 локомотивов всей отрасли, добавил Виктор Толмачев, директор Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления.
Отрасль включает в себя большое количество предприятий, производящих самую разную продукцию, инфраструктуру, сервисы и обладает высоким уровнем цифровой зрелости. По разным оценкам, более 80% предприятий используют цифровые продукты для принятия решений и производственных циклов.
Ольга Мудрова подчеркнула, что цифровизация без роботизации невозможна. Как для разработки, так и для внедрения и эксплуатации робототехнических решений необходимо готовить кадры.
Сегодня крайне важно не забывать о человеке для робота, сказал Владимир Кудюкин, заместитель генерального директора АО «НИИАС». Он обратил внимание на то, что помимо нехватки кадров проблемы возникают и из-за влияния человеческого фактора на производство. Речь в данном случае идет о том, что человек подвержен влиянию отвлекающих факторов. Ответом на эти вопросы выступает автоматизация.
Однако даже она все острее ставит вопрос кадрового голода, хотя и способна его нивелировать, отметил Владимир Андреев, начальник департамента технической политики ОАО «РЖД». Он добавил, что автоматизация существенно повышает производительность и, самое главное, безопасность труда.
При этом повышается статус задачи, которую на роботизированном производстве решает человек. Статус его профессии. Важно учитывать и необходимость улучшения условий труда для таких специалистов, добавил Сергей Коновалюк, генеральный директор АО МГК «Интехрос». Причем заниматься этим важно на входе в профессию. В противном случае существует опасность оттока кадров.
О необходимости подготовки кадров для полноценного сопровождения процесса роботизации говорили и участники исследования, которое было проведено НИУ ВШЭ, рассказала доцент кафедры экономической социологии Юлия Белова. В опросе приняли участие представители 70 российских отраслевых организаций. Описанная выше проблема попала в топ-5 среди названных ими препятствий для автоматизации предприятий.
Один из возможных путей ее решения — наличие индустриального партнера у образовательных организаций. Например, ПАО «КАМАЗ», специалисты которого работают со школами, рассказал Айрат Фасхутдинов, директор департамента проектирования — главный конструктор ТЦ ПАО «КАМАЗ». Кроме того, при компании создан многофункциональный центр подготовки кадров с робототехническими лабораториями. Учебные программы и лаборатории создаются в Казанском федеральном университете. Таким образом создается непрерывная цепочка подготовки кадров.
Индустриальный партнер оказывает положительное влияние и на развитие фундаментальной науки, подчеркнула Алиса Сотникова, заместитель генерального директора ООО «Степень Свободы», аспирант и ассистент кафедры «Мехатроника и Робототехника» МГТУ «Станкин». Кроме того, огромную роль играет наличие профессорского состава.
Подготовка специалистов должна вестись на том же оборудовании, которое они будут использовать в своей деятельности. В российских вузах ситуация с материально-образовательной базой в последнее время значительно улучшилась, добавила Алиса Сотникова.
Сейчас рано говорить о научных свершениях студентов. Особенно в области беспилотников воздушных и наземных. На кафедры автомобильного транспорта хлынули технологии, которые ранее применялись в авиации, например, лидары, отметила Любовь Сладкова, профессор кафедры «Наземные транспортно-технологические средства» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта».
Наука, по ее словам, должна идти впереди производства для того, чтобы изучить технологии.
Основная задача — на практике связать науку, бизнес и кадры, сказал Евгений Ярославский, директор дирекции проектов развития АНО «Инновационный инжиниринговый центр».
Александр Львов, заместитель директора департамента станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России, рассказал о мерах поддержки, которые появятся в новом национальном проекте «Средства производства и автоматизации», включая льготное кредитование и лизинг, субсидии, направленные на стимуляцию спроса.
Он отметил, что большинство технологических компаний в России — это стартапы, которые необходимо развивать. И государство готово помочь разработчикам технологических решений с расширением производства.