Важное отраслевое событие осени состоялось в Центре событий РБК. Здесь прошел первый специализированный форум «Электро//Движение», который выступил площадкой для обсуждения тенденций развития электромобильности в России.
В 2025 году форум собрал ведущих игроков рынка – производителей легковых электромобилей и пассажирского электротранспорта, представителей инфраструктурных и технологических компаний, экспертов, представителей регионов Российской Федерации.
Форум «Электро//Движение» стал активным дискуссионным, а также выставочным пространством. В экспозиции были представлены последние достижения автопрома, новейшие электрокары, комплексные решения для создания комфортной и доступной среды для владельцев электротранспорта.
В фокусе деловой программы «Электро//Движение» оказались актуальные вопросы зарядной инфраструктуры и электромобильности в стране. Одной из главных тем форума стал переход на электромобили, развитие российского производства и его локализация. Участники пленарной сессии говорили о концепции развития и использования электрического транспорта до 2030 года.
«Москва – один из мировых лидеров в развитии электротранспорта. Мы первыми запустили круглогодичные уникальные электросуда, у нас самый большой парк электробусов в Европе. Уже сейчас 80% пассажирских перевозок в столице осуществляется электротранспортом, а к 2030 году мы планируем дойти до цифры в 100%, с общим количеством как частных, так и пассажирских электромобилей и гибридов столицы 320 тысяч единиц. Согласно проекту Сергея Семеновича Собянина «Энергия Москвы», зарядная инфраструктура под такое количество транспорта должна располагать более чем 34 тысячами зарядных станций. Установка ведется вблизи улично-дорожной сети, на территории торговых и бизнес-центров, автозаправок, хабов и электрозарядных комплексов. Самый большой пласт установки зарядных устройств планируется возвести в ЖК – более 20 тысяч личных медленных зарядных станций», – поделился Никита Великий, старший руководитель проекта департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.
Отдельное внимание уделили вопросам партнерства бизнеса и власти. Сегодня важно привлекать частные инвестиции в развитие электромобильности.

«Безусловно, игроки рынка должны взаимодействовать между собой, совместно выбирать направления развития, совместно распределять усилия для того, чтобы обеспечить достаточно сложный переход от традиционного транспорта на электродвижение», – заметил Александр Карташов, директор НОЦ «КАМАЗ-БАУМАН».
Развитие зарядной инфраструктуры стало одной из ключевых тем форума «Электро//Движение». Представители регионов поделились практиками и горизонтами развития технологий умного города. А также обсудили ожидания регионов от федерального центра.
«Россети Московский регион» активно участвует в развитии зарядной инфраструктуры. Совместно с нашими партнерами мы реализуем проекты по установке зарядных станций, размещенных на дворовых трансформаторных подстанциях. Также с этого года мы приступили к реализации проекта по установке зарядных станций для аккумуляторов электросамокатов. Что касается зарядок для электромобилей, то их установлено более 300 штук, в планах увеличить количество до двух тысяч. Также компания участвует в реализации проекта по зарядной инфраструктуре на речных причалах для катеров «Синичка» и в рамках организации зарядной инфраструктуры для общественного транспорта – для электробусов», – рассказал Игорь Сауцкий, директор департамента маркетинга и развития дополнительных услуг ПАО «Россети Московский регион».

В рамках работы форума состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве ПАО «Россети Московский регион» с АО «Инфраструктурные технологии». Соглашение будет способствовать взаимодействию в части развития городской энергоинфраструктуры для размещения зарядных станций для аккумуляторов средств индивидуальной мобильности, телекоммуникационного оборудования, зарядных станций для электромобилей на парковочных пространствах, включая подземные паркинги многоквартирных домов, а также развития энергоинфраструктуры для размещения зарядных станций для электромобилей в местах публичного доступа.
Экспозиция форума была представлена широкой линейкой решений, охватывающих ключевые направления развития электротранспорта. Посетители смогли увидеть новейшие образцы легковых, коммерческих и пассажирских электромобилей, а также специализированной техники, отражающие современные тенденции локализации и расширения модельного ряда.
«В ближайшее время в Липецкой области мы запускаем новый сварочный цех и цех по покраске для производства модели Evolute i-Space. Это новинка и уже скоро автомобиль будет еще более локализован в России. В 2026 году также планируется пополнение модельного ряда», – подчеркнул Василий Алексеевич Чеботарев, руководитель отдела специальных проектов бренда Evolute.
В выставке приняли участие ключевые представители отрасли, среди которых — такие крупные игроки, как Evolute, «Россети Московский регион», Е-prom,«ДиМедиа», Belmy, «Нобилис» и другие, а также ключевые операторы зарядной инфраструктуры. Участники форума протестировали новинки на специальных зонах, лично оценив преимущества тихой и динамичной езды.
«В 2025 году компания «Кама» планирует запуск производства. Собраны предсерийные машины, которые получают сертификацию, есть большой пул партнеров, который сделал предзаказ, и мы уже начинаем планировать загрузку на следующий год», – поделился Анатолий Кияшко, директор по взаимодействию с органами государственной власти и корпоративными партнерами АО «КАМА».
Особый акцент сделан на зарядной инфраструктуре: посетителям продемонстрировали станции разных типов и мощностей – от компактных зарядных устройств для жилых комплексов до высокопроизводительных установок для городских магистралей и транспортных узлов. Экспозиция продемонстрирует, как зарядные комплексы интегрируются в городскую среду и становятся частью единой энергетической экосистемы.
«В ответ на запрос пользователей об увеличении количества автозарядок государственная компания «Автодор» развивает уникальный для России опыт – запуск первых электрохабов для транспорта. На М11 запланировано шесть комплексов, первые два уже строятся. Для нашей страны это уникальный опыт, потому что на каждой станции будет более 15 электрозарядных постов – для электромобилей, автобусов и для грузового транспорта, также выделена большая зона для питания и отдыха с разветвленной инфраструктурой», – отметила Анастасия Козлова, генеральный директор ООО «Автодор-Девелопмент».
Первый форум «Электро//Движение» продемонстрировал, как Россия активно включается в глобальный тренд электромобилизации, несмотря на вызовы, стоящие перед отраслью. Мероприятие четко обозначило растущий интерес к теме электротранспорта со стороны бизнеса, государства и конечных потребителей.
«Наша компания не относится к отрасли электротранспорта, мы разрабатываем медицинские препараты, и нам очевидна взаимосвязь между здоровьем общества и климатическим кризисом. Оценив объем выбросов углеродного газа эквивалента, который попадает в атмосферу от автомобилей, участвующих в экономической деятельности, мы выбрали в качестве одного из направлений по экологизации переход на электротранспорт. Заменяя автомобили с ДВС, мы не только прикасаемся к инновациям, к будущему, но и вносим свой вклад как компания, работающая на территории Российской федерации, в повестку устойчивого развития. Сейчас автопарк заполнен электромобилями на 14%, но мы планируем и далее увеличивать долю электротранспорта, где это технически возможно», – рассказала Ирина Ашрапова, руководитель направления охраны труда, здоровья и устойчивого развития ООО «АстраЗенека Фармасьютикалз».
Сейчас в условиях непростой ситуации как никогда важна консолидация участников рынка для решения задач по развитию электромобильности в нашей стране, и форум «Электро//Движение» стал первым шагом в достижении этой цели. Впереди много совместной работы, и уже весной 2026 года «Электро//Движение» вновь выступит территорией для обсуждения текущих и будущих тенденций развития отрасли.

16+
«Мир робототехники» является инфопартнером мероприятия.