
С незапамятных времен человек с восхищением и тревогой вглядывался в бесконечное и абсолютно неведомое звездное небо, пытаясь понять, что там или кто? Есть ли в глубинах космоса подобные нам, или же звездный небосклон таит в себе только опасность?
Михаил Прокудин, заместитель главного редактора МР
Многочисленные сторонники теории палеоконтакта утверждают, что Землю на протяжении веков многократно посещали космические пришельцы, ссылаясь на известные нашим современникам исторические тексты и различные манускрипты. При этом вопрос о том, что из себя представляли пришельцы и всегда ли их намерения были добрыми, многие столетия подряд будоражит умы людей.
С тех пор как писатель Карел Чапек ввел в обиход слово «робот», придуманное его братом художником Йозефом, людские опасения относительно нежданных гостей из космоса, веками заложенные где-то глубоко в человеческом подсознании, стали приобретать более сфокусированную форму.
В одном из номеров нашего журнала мы уже писали о том, что роботы всегда вызывали определенное беспокойство и даже страх — как бы они не причинили вреда людям или же не лишили их самой жизни. Поэтому робот с оружием всегда вызывал наибольшее опасение. Но робот с оружием, да еще пришедший откуда-то из неведомого далекого космоса, — это уже совсем страшно! В этой связи неслучайно появление в мировом кинематографе целого ряда фантастических фильмов с космическими роботами-убийцами, о некоторых из них мы вам расскажем в этой статье.
1977 год явился своего рода вехой или краеугольным камнем в появлении целой вселенной в фантастической кинематографии под названием «Звездные войны» («Star Wars»), задуманной и реализованной режиссером Джорджем Лукасом (George Walton Lucas). Его творение — так называемая медиафраншиза в жанре эпической космической оперы, в которую входит «Сага Скайуокеров» из девяти эпизодов, два фильма «историй» и один анимационный фильм.
Итак, в 1977 году в мировой прокат выходит первый фильм трилогии «Звездные войны» («Star Wars Trilogy»), которую часто называют оригинальной трилогией (original trilogy) или классической трилогией (classic trilogy). Она представляет собой первый набор из трех фильмов: «Звездные войны», позднее переименованный в «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» («Star Wars. Episode IV: A New Hope»), «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар» («The Empire Strikes Back», 1980) и «Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» («Star Wars. Episode VI: Return of the Jedi», 1983). Снята трилогия была студией Lucasfilm, а распространением фильмов занималась студия 20th Century Fox.
По сюжету трилогии тираническая Галактическая империя под руководством Дарта Вейдера (Darth Vader, также известный под своим настоящим именем как Энакин Скайуокер — Anakin Skywalker) сражается с Повстанческим альянсом. Один из центральных героев фильма Люк Скайуокер (Luke Skywalker) стремится стать джедаем под руководством мастеров-джедаев Оби-Вана Кеноби и Йоды. Люк объединяет усилия с принцессой Леей, Ханом Соло, Чубаккой, андроидами C-3PO, R2-D2 и Повстанческим альянсом, чтобы противостоять Империи.
В 1999 году начался выпуск второй трилогии фильмом «Эпизод I: Скрытая угроза» («Star Wars. Episode I: The Phantom Menace»). Затем «Эпизод II: Атака клонов» («Star Wars. Episode II: Attack of the Clones», 2002) и «Эпизод III: Месть Ситхов» («Star Wars. Episode III: Revenge of the Sith», 2005).
В 2015 году вышел первый фильм уже третьей трилогии «Эпизод VII: Пробуждение силы» («Star Wars: The Force Awakens»), в 2017-м — «Эпизод VIII: Последние джедаи» («Star Wars: The Last Jedi») и в 2019-м — «Эпизод IX: Скайуокер. Восход» («Star Wars: The Rise of Skywalker»).
Для своих «Звездных войн» Джордж Лукас выдумал целую плеяду андроидов (или дроидов), причем не все из них были человекоподобными или же антропоморфными, хотя андроидами правильно называть только человекоподобных роботов.
В фантастическом мире Лукаса дроиды делятся на пять основных классов в зависимости от способности к мышлению и независимости в действиях. В частности, к первому классу относились дроиды со способностью к творческому мышлению. Это дроиды-ученые, дроиды-врачи, дроиды-дознаватели и наделенные наибольшим интеллектом дроиды-убийцы.
Второй класс — технические дроиды. К ним относились дроиды-астромеханики, дроиды-пилоты и дроиды-разведчики. Примером второго класса является астромеханический дроид R2-D2.
Третий класс — дроиды, имевшие социальную функцию, такие дроиды использовались в информационных, лингвистических и дипломатических целях. Пример — дроид C-3PO.
Четвертый класс — военные или боевые дроиды и дроиды служб безопасности. Пятый класс представлен дроидами, созданными для простой работы — уборки мусора, работы в шахтах и т. д.
Среди боевых роботов в «Звездных войнах» представлены такие виды как, в частности, дроиды-крабы LM-432 — тяжело бронированные машины на мощных ногах, приспособленные к передвижению даже по скалистым поверхностям; боевые дроиды «Октаптарра», применявшиеся для борьбы с пехотой и техникой республиканцев; сепаратистские боевые дроиды B1, которые использовались Торговой федерацией для охраны торговых судов и в качестве армии, ставшие основой Сепаратистской армии дроидов; дроидеки (дроиды-разрушители), оснащенные скорострельными спаренными бластерами-автоматами и генератором щита, отражавшим энергетические заряды; дроиды-диверсанты (BX) — элитные дроиды, использовавшиеся в годы Войны клонов. В основном приспособлены для саботажей, убийств и незаметных проникновений на засекреченные объекты.
Мало кто обращает внимание на тот факт, что наряду с сотнями, если не тысячами боевых роботов, показанных в «Звездных войнах», помощников людей можно перечислить по пальцам, причем наиболее яркими персонажами являются дроид-астромеханик R2-D2 и протокольный C-3PO.
У R2-D2 множество инструментальных приспособлений, позволяющих ему быть прекрасным механиком космических кораблей и компьютерным специалистом. R2-D2 не разговаривает, а общается посредством свистков и трелей, которые C-3PO может переводить. При подключении к истребителю R2-D2 может общаться с пилотом, печатая свои реплики на мониторе. Интересно, что R2-D2 появлялся во всех фильмах «Саги Скайуокеров».
Занимательно происхождение имени R2-D2. Однажды звукорежиссер Уолтер Марч во время съемок фильма «Американские граффити» («American Graffiti») попросил вторую катушку, второй диалог: «Reel 2, Dialog 2», сокращенно «R2, D2». Именно это сокращение использовал Джордж Лукас для имени дроида.
Что же касается C-3PO (читается как «Си-Три-Пи-О»), то это так называемый протокольный дроид, созданный для помощи в этикете, обычаях и переводе на встречах представителей различных рас. В фильмах он хвастается тем, что «владеет более чем шестью миллионами форм общения». C-3PO также появляется во всех девяти фильмах «Саги Скайуокеров». Во всех фильмах робота играл один и тот же актер — голос и движения — Энтони Дэниелс (Anthony Daniels).
Интересно, что еще в студенческие годы Джордж Лукас задумывал снять космическую фантазию со сражениями в космосе в стиле таких американских фантастических сериалов 1930-50-х годов, как «Флэш Гордон» («Flash Gordon») — киносериал 1936 года, рассказывающий о трех людях с Земли, прилетевших на планету Монго, чтобы одолеть злого императора Минга Беспощадного. Прошли годы, и Лукас не только реализовал свою давнюю мечту, но и оставил неизгладимый след в мировой кинематографии.
В 2020 году общая стоимость франшизы «Звездных войн» оценивалась в $70 млрд, при этом совокупный доход от проката фильмов «Звездных войн» составил более $10 миллиардов.
В 2011 году в прокат вышел американский фильм «Тор» (англ. Thor), основанный на комиксах издательства Marvel Comics, который стал четвертым проектом кинематографической вселенной Marvel. Фильм создан компанией Marvel Studios, а прокатом занималась компания Paramount Pictures.
Режиссер картины — Кеннет Брана (Kenneth Charles Branagh) — британский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист и продюсер, с 2015 года президент Королевской академии драматического искусства. Сценаристы — Дж. Майкл Стражински (Joseph Michael Straczynski) — американский автор-сценарист, писатель, создатель большого числа научно-фантастических и фантастических телевизионных сериалов, лауреат множества премий в области фантастики и научной фантастики; Марк Протосевич (Mark David Protosevich) — американский сценарист, известный по фильмам «Клетка», «Посейдон», «Я — легенда»; Эшли Миллер (Ashley Miller) — киносценарист; Зак Стенц (Zack Stentz) — американский сценарист и продюсер; Дон Пэйн (Don Payne) — американский писатель.
Роль Тора исполнил австралийский актер Крис Хемсворт (Christopher «Chris» Hemsworth). В фильме также сыграла целая плеяда знаменитых киноактеров, в частности, Натали Портман (Natalie Portman), урожденная Натали́ Хе́ршлаг — американская актриса театра и кино израильского происхождения, кинорежиссер, сценаристка и продюсер; Том Хиддлстон (Thomas William Hiddleston) — британский актер и продюсер; Стеллан Скарсгард (Stellan John Skarsgard) — шведский актер; Колм Фиори (Colm Feore) — канадский актер театра, кино и телевидения; Рэй Стивенсон (George Raymond «Ray» Stevenson) — британский актер кино, телевидения и театра; Идрис Эльба (Idrissa Akuna «Idris» Elba) — британский актер кино и телевидения; Кэт Деннингс (Kat Dennings) — американская актриса; Рене Руссо (Rene Marie Russo) — американская актриса кино и телевидения, бывшая модель; Энтони Хопкинс (Philip Anthony Hopkins) — британский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, продюсер и кинокомпозитор.
По сюжету высокомерное поведение бога Тора приводит к возобновлению затихшей войны между Асгардом и Йотунхеймом. В результате Тора изгоняют из Асгарда на Землю, лишают сил и заколдованного молота Мьёльнира. Поскольку его брат Локи (Том Хиддлстон) замышляет занять асгардский трон, Тор должен доказать, что достоин. Мьёльнир — это молот, который был заколдован отцом Тора, Одином, так что только те, кого молот считал «достойным», были способны им владеть и иметь силу Тора.
На Землю в городок Пуэнте Антигуо прибыл посланный Локи боевой робот Разрушитель, обладающий невероятной силой и прочностью. Он способен генерировать мощные заряды тепловой энергии и испускать лазерный луч.
Воинственная троица — Вольштагг (Рэй Стивенсон), Фандрал (Джошуа Да́ллас) и Огун (Таданобу Сато) — готовились к схватке со смертоносным роботом. Тор пообещал помочь даже несмотря на то, что к тому времени обладал силой обычного человека. К ним присоединяется подруга детства Тора леди Сиф (Джейми Александер), и все смело вступают в бой с Разрушителем.
Сразу становится очевидным тот факт, что силы робота значительно превосходят их собственные возможности. Вольштагг и леди Сиф едва не погибают. Тор велел своей подруге спасаться, сославшись на некий план действий.
Тор решил направиться к Разрушителю и поговорить через него со своим братом Локи. Он извинился перед братом за все зло, которое ему причинил, и попросил пощадить невинных людей, поскольку их убийство все равно бессмысленно и ни к чему не приведет. Хотя Локи и был тронут словами Тора, но через Разрушителя нанес ему мощный удар, от которого Тор получает смертельные раны.
Выполнив свою функцию, Разрушитель развернулся, чтобы уйти. Но тут молот Мьёльнир активизировался, ведь своим самопожертвованием Тор показал, что достоин его. Молот полетел прямо в руки Тора и воскресил его. Тор вернул свои силы. Он метнул Мьёльнир в Разрушителя и обездвижил его, затем поднял робота в воздух и взорвал его. После чего Тор вместе с Воинственной троицей и леди Сиф направился в Асгард.
Хотя режиссер Сэм Рэйми впервые задумался над концепцией фильма о Торе еще в 1991 году, все же вскоре он отказался от проекта, оставив его до лучших времен. В течение нескольких лет права на экранизацию приобретались различными киностудиями. И лишь в 2008 году после многих перипетий киностудия Marvel обратилась к Кеннету Бране. При этом актеры на главные роли были выбраны лишь в 2009 году, а съемки проходили в Калифорнии и Нью-Мексико с января по май 2010 года.
Мировая премьера фильма состоялась 17 апреля 2011 года в Сиднее, Австралия. В России лента вышла в прокат 28 апреля, а в США — 6 мая. Картина собрала более $449 млн по всему миру. В последующие годы были выпущены три продолжения — «Тор 2: Царство тьмы» (2013), «Тор: Рагнарек» (2017) и «Тор: Любовь и гром» (2022).
2007 год в мировом кинематографе был отмечен выходом фантастического боевика «Трансформеры» («Transformers») режиссера Майкла Бэя (Michael Benjamin Bay), одного из самых кассовых режиссеров планеты. Его картины собрали в прокате более $5,7 миллиарда. Картина была снята по мотивам серии игрушек компании Hasbro и одноименного мультсериала. Приглашение участвовать в создании фильма Майкл Бэй получил от продюсера Стивена Спилберга.
В этом фильме разумные космические боевые роботы — автоботы и десептиконы — сражаются за могущественный артефакт «Великая искра», способный при неправильном использовании принести в Галактику разрушения и смерть.
В картине у трансформеров гуманоидное тело, хотя их с натяжкой можно назвать антропоморфными или человекоподобными, поскольку у них четко видны детали тех машин, в которые они трансформируются. Цель автоботов на Земле — защитить артефакт от десептиконов, которые хотят использовать «Искру» в своих корыстных целях. При этом люди приходят на помощь автоботам.
В главных ролях Меган Фокс (Megan Denise Fox, в роли Микаэлы Бейнс) и Шайа Саид Лабаф (Shia Saide LaBeouf, в роли одноклассника Микаэлы Сэма Уитвики).
Следует подчеркнуть, что кино- и телезрители не впервые увидели на экранах боевых космических роботов — трансформеров с выходом фильма «Трансформеры» 2007 года как минимум потому, что с 1984 года была запущена целая плеяда мультипликационных фильмов. В частности, в 1984–1987 годах выходил сериал «Трансформеры: Первое поколение» («Transformers: Generation 1») производства студий Marvel Productions и Sunbow Productions, состоявший из четырех сезонов: в первом сезоне — 16 серий, во втором — 49, в третьем — 30 и в четвертом — 3 серии.
Затем последовали «Трансформеры: Фильм» («Transformers: The Movie»), 1986 год, «Трансформеры: Боевой город» («Transformers: Scramble City»), 1986 год, «Трансформеры: Властоголовы» («Transformers: The Headmasters»), 1987–1988 годы, «Трансформеры: Воины великой силы» («Transformers: Super-God Masterforce»), 1988–1989 годы, «Трансформеры: Зона» («Transformers: Zone»), 1990 год, и многие другие.
И если в фильме 2007 года речь идет о борьбе всего лишь двух кланов космических роботов, способных трансформироваться в разнообразную технику, — автоботов и десептиконов, то в мире мультипликации режиссеры дали себе полную свободу воображения в создании трансформеров совершенно различных типов и родов, даже с включением органических веществ.
Например, только лишь среди автоботов были праймы, диноботы, способные принимать форму динозавров, рекеры (разрушители), аэроботы, техноботы, троттлботы, а среди десептиконов — сикеры (ищейки), комбатиконы (боевиконы), рефракторы, конструктиконы и стантиконы (эффектиконы).
После выхода фильма на мировые экраны его часто критиковали за чрезмерное обилие боевых сцен и слабое раскрытие характеров, но тем не менее картина оказалась очень успешной в прокате. Также фильм выиграл четыре награды от Visual Effects Society и был трижды номинирован на «Оскар».
Далее были сняты четыре продолжения: «Месть падших» («Transformers: Revenge of the Fallen») в 2009 году, «Темная сторона Луны» («Transformers: Dark Side of the Moon») в 2011 году, «Эпоха истребления» («Transformers: Age of Extinction») в 2014 году и «Последний рыцарь» («Transformers: The Last Knight») в 2017 году, а также спин-офф под названием «Бамблби» («Transformers: Bumblebee») в 2018 году и «Трансформеры: Восхождение Звероботов» («Transformers: Rise of the Beasts») в 2023 году.
В 2013 году в мировой прокат вышел американский научно-фантастический боевик «Обливион» (англ. Oblivion — «забвение»). Режиссер картины Джозеф Косински (Joseph Kosinski) — американский кинорежиссер, создатель рекламных роликов и фильмов, специалист по компьютерной графике, который дебютировал в кинематографе с фантастическим фильмом «Трон: Наследие» в декабре 2010 года.
В главных ролях — Том Круз (Tom Cruise); Ольга Куриленко — французская киноактриса и модель родом из Бердянска; Андреа Райсборо (Andrea Louise Riseborough) — британская актриса, номинантка на премию «Оскар» (2023) за роль в фильме «Ради Лесли»; Морган Фримен (Morgan Freeman) — американский актер кино и озвучивания, режиссер, лауреат премии «Оскар», премии «Серебряный медведь» и двух «Золотых глобусов»; Мелисса Лео (Melissa Leo) — американская актриса, работа которой в фильме «Замерзшая река» принесла ей в 2009 году номинацию на «Оскар» за лучшую женскую роль, а через два года она получила награду за роль второго плана в фильме «Боец» и в 2013 году — премию «Эмми» за гостевую роль в сериале «Луи»; Зои Белл (Zoe E. Bell) — новозеландская актриса и каскадер, известная по многолетнему сотрудничеству с режиссером Квентином Тарантино; Николай Костер-Вальдау (Nikolaj Coster-Waldau) — датский актер и продюсер, наиболее известный по фильмам «Черный ястреб» (2001), «Охотники за головами» (2012), «Выстрел в пустоту» (2017), а также по роли Джейме Ланнистера в телесериале «Игра престолов» (2011—2019).
Фильм, безусловно, относится к разряду фантастических, но также его можно назвать постапокалиптическим, поскольку события в нем разворачиваются в 2077 году, после ядерной войны с пришельцами, произошедшей шесть десятков лет назад. Земля опустошена и стала почти непригодной для жизни.
Остатки человечества эвакуировались на гигантскую космическую станцию «Тет» и затем на спутник Сатурна Титан, при этом на Земле остались только гигантские башни-станции по переработке морской воды в термоядерную энергию, подверженные регулярным нападениям со стороны остатков инопланетян, так называемых «падальщиков».
Станции охраняются вооруженными боевыми роботами — дронами, починкой которых занимается Джек Харпер (Том Круз) с позывным «Техник-49», а связист и второй пилот Виктория Олсен (Андреа Райсборо) следит за ситуацией и поддерживает контакт с находящейся на «Тете» руководительницей миссии Салли, оставаясь на парящей высоко над землей станции наблюдения.
По мере развития сюжета становится ясно, что и Джек, и Виктория не кто иные, как всего лишь два клона из многочисленных реплик Джека Харпера и Виктории Олсен, созданные на космической базовой станции инопланетян «Тет» для отслеживания ситуации и поддержания в рабочем состоянии роботов — дронов, охотников-убийц, основной задачей которых было обеспечение безопасности инопланетных объектов и уничтожение тех самых «падальщиков», оказавшихся оставшимися в живых людьми.
У Джека и Виктории была стерта память, но тем не менее Джек периодически видит сон о какой-то девушке в Нью-Йорке еще до вторжения инопланетян. Вскоре он становится свидетелем гибели космического корабля NASA, после крушения которого выживает именно та снившаяся ему девушка Юлия Русакова (Ольга Куриленко). Она показывает Джеку то самое место, где он сделал ей предложение, и предъявляет обручальное кольцо. Виктория из ревности доносит об этом Салли, которая приводит в действие один из дронов, убивший Салли и пытавшийся убить Джека. Но Юлии удается его уничтожить.
В этом фильме космические боевые дроны — это своего рода символ исходящей от пришельцев опасности и визуализация давних страхов человека перед космическими пришельцами. Интересно, что они не антропоморфные, то есть совсем не человекоподобные. По внешнему виду они напоминали сферы высотой немного выше человеческого роста, оснащенные самыми совершенными системами наблюдения, идентификации и четырьмя орудийными стволами. При этом дроны могли мгновенно менять направление своего движения в пространстве на противоположное.
По мере развития сюжета Джек вступает в контакт с так называемыми «падальщиками» и в конце концов доставляет бомбу на базовую космическую станцию пришельцев, жертвуя собой.
Однажды в 1983 году президент США Рональд Рейган объявил об открытии программы звездных войн, если точнее, «SDI — Strategic Defense Initiative» («Стратегической оборонной инициативы»), одним из центральных пунктов которой было размещение оружия в космосе. К счастью, в то время многое из желаемого не суждено было реализовать в техническом плане.
Хотелось бы верить, что опасаясь пришествия космических роботов откуда-то из далеких галактик, человек в своей безудержной гонке в области роботизации сам своими же руками не создаст боевых космических роботов для уничтожения себе подобных… Ведь иначе человек сам реализует наихудший сценарий из всех звездных войн и «обливионов»…
Буквально вчера появление искусственного интеллекта считалось недостижимой целью, а сегодня ИИ помогает найти формулы сотен новых сплавов, и кто знает, может, найдется среди них такой, из которого сделают настоящего жидкого робота Т1000, как в фильме «Терминатор». Так или иначе, только будущее покажет, в каком именно направлении будет развиваться космическая роботизация.
Нет сомнения в том, что мы увидим еще немало интересных фантастических фильмов на эту тему, и пусть боевые космические роботы по-прежнему остаются лишь продукцией кинематографа — «фабрики грез». Мы же со своей стороны сделаем все возможное для размещения в журнале наиболее интересных материалов по развитию военной робототехники. Будьте с нами.