";123 Array
(
[NAME] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[~NAME] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TAGS] => микроэлектроника, запчасти и приводы, партнерства, андроидные
[~TAGS] => микроэлектроника, запчасти и приводы, партнерства, андроидные
[PREVIEW_TEXT] =>
На сегодняшний день в массовых навигационных и навигационно-связных модулях и аппаратуре, представленных на отечественном рынке, используется все больше отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). В данной статье освещены результаты работ по созданию специализированной ЭКБ, модулей и возможности применения для антропоморфных и других роботов связных и навигационно-связных модулей. Приведены общие характеристики, внешний облик и габаритные размеры модулей. А также отражены прогнозы по разработке новых направлений и модулей.
[~PREVIEW_TEXT] =>
На сегодняшний день в массовых навигационных и навигационно-связных модулях и аппаратуре, представленных на отечественном рынке, используется все больше отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). В данной статье освещены результаты работ по созданию специализированной ЭКБ, модулей и возможности применения для антропоморфных и других роботов связных и навигационно-связных модулей. Приведены общие характеристики, внешний облик и габаритные размеры модулей. А также отражены прогнозы по разработке новых направлений и модулей.
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 998
[TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 576
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 60344
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz
[FILE_NAME] => Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Печать-Странчицыв-51.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => f57e973473cb403a19307273f32b52f1
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ALT] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 998
[DETAIL_TEXT] =>
Разработка массовой навигационно-связной аппаратуры с использованием отечественной ЭКБ — возможно, и есть положительный результат этой работы. В докладе рассмотрена проблема создания навигационных и навигационно-связных модулей для массовой аппаратуры. Объем продаж навигационно-связных модулей за последние десять лет возрос более чем в 10 раз. Положительное влияние на российский рынок навигационных продуктов и услуг в 2021-2022 годах оказывали такие факторы, как активная промышленная эксплуатация систем «ЭРА-ГЛОНАСС», «ПЛАТОН» и сервисов мониторинга коммерческого транспорта.
Развитие коммерческих сервисов на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» позволило дать дополнительные сервисы и услуги потребителям, а производителям аппаратуры — применять новые передовые технологии. Регулирование со стороны Министерства промышленности и торговли с помощью бальной системы, а также ежегодное повышение процента составляющих отечественных ЭКБ, позволило разработчикам аппаратуры обратить внимание на российскую электронику.
Основные сферы применения навигационных и навигационно-связных модулей (рис. 1):
-
Автомобили.
-
Роутеры и клиентское телекоммуникационное оборудование.
-
Предприятия и промышленность.
-
Телематика.
-
Умные счетчики, здравоохранение, робототехника и т.д.
Рис. 1. Основные сферы применения навигационно-связных модулей
По данным исследования Transforma Insights, общее количество подключений устройств достигнет 28 миллиардов к 2030 году. GSMA Mobile Economy оценивает потенциал мирового рынка более чем в $1 триллион к 2025 году. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка в 2021 году составил 93,5 млрд рублей. По сравнению с 2020 годом количество подключенных устройств увеличилось на 16%, до 29,6 млн единиц. На Россию приходится лишь 1,2-1,5% от установленной глобальной базы устройств.
Анализ широкополосного трафика мобильных устройств сетей сотовой связи 2G, 3G и 4G LTE показывает востребованность каждого из модулей, хотя кто-то и может сказать об «устаревшем» модеме 2G. Тенденции потребления трафика в большом объеме, в части «стрима» видео, требует сетей с высокой пропускной способностью – 5G (глобальные и приватные сети 5G).
Основные направления по работе модулей (рис. 2):
-
Данные.
-
Голос.
-
Видео.
-
Интернет-трафик.
Рис. 2. Анализ широкополосного трафика мобильных устройств
Опираясь на маркетинговый анализ, постановления правительства РФ о мерах поддержки разработчиков ЭКБ и на общую мировую обстановку, можно сделать вывод о перспективности разработки отечественных навигационных и навигационно-связных модулей – линейки телематических модулей по разным направлениям. Ряд таких продуктов уже разработан и внесен в реестр отечественной продукции, также возникает потребность в разработке модулей с низким энергопотреблением (NB IoT, BLE, GNSS), новых поколений в части передачи трафика и связи (WiFi 6, 5G).
Любое проектирование состоит из ряда технических этапов:
-
Тактико-технические характеристики (ТТХ) от конечного потребителя.
-
ТТХ от разработчика комплекса.
-
ТТХ от разработчика аппаратуры (блока).
-
ТТХ от разработчика модуля.
-
Техническое задание на СБИС/СБИС СнК.
Этапы разработки любой навигационно-связной аппаратуры начинаются с ответа на вопрос: «А что нужно конкретному потребителю?». Грамотная «оцифровка» требования позволяет сделать комплекс, дальше блок, модуль и разработать СБИС и СБИС СнК.
Комплект СБИС для массового навигационного приемника (модуль ПРО-04М)
Прежде всего в АО «НИИМА «Прогресс» (входит в ГК «ЭЛЕМЕНТ») был разработан отечественный трех-системный навигационный приемник ПРО-04М, выполненный с использованием технологии 65 нм, построенный в виде «система в корпусе» (СвК). Поддерживает высокоточный режим RTK с фазовыми дифф.поправками (точность 1,5–2 см). По своим техническим характеристикам и габаритам ПРО-04М может конкурировать с приемниками ГЛОНАСС/GPS/GALILEO ведущих зарубежных компаний (ST Microelectronics, Ublox, MediaTek).
Увеличение спроса и применения в навигационной аппаратуре потребителя (НАП), позволит ликвидировать разницу в цене с импортными приемниками. Он может быть использован в таких массовых приборах как тахографы, устройствах взимания платы в системе «ПЛАТОН» и терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС», которые являются самыми массовыми навигационно-связными приборами. Модуль ГНСС ПРО-04М разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «Произведено в России» и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработан 2G/3G модем (модуль ПН6280)
Кроме приемника, очень важная позиция в модулях и аппаратуре — это связной модем 2G/3G (GSM/GPRS/UMTS). По разным причинам работы по созданию модемов для систем сотовой связи в России были на низком уровне, в то же время мировые лидеры вели эффективные исследования и разработки в этой области на протяжении трех десятков лет.
В таких условиях самый короткий путь создания отечественного модема 3G — это лицензирование зарубежных IP и разработка модема сначала с использованием импортных чипов, а затем собственных чипов на лицензионных IP. Такой модем сейчас разработан в АО «НИИМА «Прогресс». Было поставлено в 2023 году более 500 тысяч модемов в тахографы.
Модуль ПН6280 разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «произведено в России», и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.1) (ПР1603 / ПР1603Б / ПР1603Н / ПР1603НБ)
Потребность рынка в невысокой скорости передачи данных, более надежном соединении в сетях LTE и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила шагнуть в сторону одних из передовых стандартов и приступить к изучению модулей 4-го поколения сотовой связи. У разработчиков аппаратуры есть разные потребности, например, в модуле 4G Cat. 1, который работает в сетях 2G/4G. Дополнение его различными комбинациями с модулями Bluetooth и ГНСС позволяет решать обширный круг задач. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 3).
ПР1603, ПР1603Б, ПР1603Н, ПР1603НБ — серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.1. Стандарт Cat.1, предназначенный для приложений M2M и IoT.
В соответствии со стандартом LTE Cat.1, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 5 Мбит/с и скорость нисходящего канала 10 Мбит/с. Стандарт GSM/GPRS/EDGE также поддерживается в полном объеме.
Серия модулей ПР1603 идеально подходит для случаев, когда не требуется высокая скорость передачи данных, но требуется стабильное и надежное подключение к сети LTE.
Модули серии ПР1603 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: промышленные контроллеры, POS, М2М телематика.
Рис. 3. Внешний вид и размеры модуля ПР1603НБ
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.4) (ПР1803/ПР1803Н на базе системы RTOS и ПР1803НЛ/ПН1803Н на базе операционной системы Linux)
Потребность рынка в передаче большого количества данных, более высоких скоростях и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила объединить все предыдущие технологии и разработать модуль 4-го поколения сотовой связи 4G Cat. 4, который работает в сетях 2G/3G/4G. Объединение технических решений в области GSM и ГНСС позволяют получить миниатюрный и комбинированный модуль. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 4).
ПР1803, ПР1803Н – серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.4.
В соответствии со стандартом LTE Cat.4, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 50 Мбит/с и скорость нисходящего канала 150 Мбит/с. Стандарты UMTS (HSPA+/HSUPA) и GSM/GPRS/EDGE также поддерживаются модулями серии ПР1803.
Модули серии ПР1803 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: роутеры, системы безопасности, POS, М2М телематика.
Рис. 4. Внешний вид и размеры модуля ПР1803Н
Линейка навигационных и телематических модулей развивается, появляются новые потребности, технические решения и спрос у заказчиков. Также разработаны модули: 2G+GNSS+BT, модуль BT 5,0 и модуль WiFi+BT. В планах есть развитие продуктовой линейки в таких направлениях как 4G Automotive, BT 5.3 (5.4), WiFi 6 (7) и, конечно, 5G + V2X (C-V2X).
«После ухода из РФ главных зарубежных инвесторов и телекоммуникационных вендоров о быстром появлении в стране сетей 5G можно забыть», — так считают, наверное, многие эксперты, но мы видим только открывающиеся возможности. Динамика рынка отображена на графике ниже (рис. 5).
Рис. 5. Динамика рынка 5G
5G — дорогой стандарт, он требует строительства дорогих базовых станций, создания дорогой инфраструктуры. В этом вопросе бизнесу не справиться без государства. Однако недавние события изменили приоритеты на ближайшие несколько лет. Есть мнение, что сейчас фокус сместился на LTE. И это оправданно.
5G — больше про промышленное использование, технологии нового поколения и т. п. А для массового потребителя достаточно LTE. Современное оборудование — это не только «железо», но и ПО, которое требует обновления, гарантии и техподдержки производителя. Параллельный импорт, к сожалению, не решает этих вопросов в полном объеме, но тенденция адаптации купленных РИД позволяет в несколько этапов решать проблемы и создавать новое оборудование.
Считаю, что развитие промышленных сетей 5G в пилотных зонах, на предприятиях и в вузах — первый шаг к освоению технологии. Применение модулей у абонентов позволит прогонять трафик большого объема на высоких скоростях, что крайне важно для передачи видео и быстрого отклика, в частности для применения в антропоморфных роботах.
На «борту» каждого телематического устройства находится модем, который осуществляет передачу и прием данных, таким образом в «воздухе» много открытой информации, что может быть очень опасно для объектов и элементов критической инфраструктуры. Вопросы закрытия и шифрования информации являются важными и им уделяется много внимания.
Как можно делать доверенными как сим-карту, так и модем? Пример реализации на модеме изображен на слайде ниже (рис. 6).
Рис. 6. Пример применения DTLS ГОСТ
Таким образом, мы видим много перспектив развития модулей навигации, связи как уже разработанных, так и разрабатываемых. Пути решения проблем в части безопасности находятся на стадии их реализации. Совместная работа по отладке и доводке продукции — это тяжелый труд и большой путь, но я искренне верю в то, что мы сможем его все вместе пройти!
[~DETAIL_TEXT] =>
Разработка массовой навигационно-связной аппаратуры с использованием отечественной ЭКБ — возможно, и есть положительный результат этой работы. В докладе рассмотрена проблема создания навигационных и навигационно-связных модулей для массовой аппаратуры. Объем продаж навигационно-связных модулей за последние десять лет возрос более чем в 10 раз. Положительное влияние на российский рынок навигационных продуктов и услуг в 2021-2022 годах оказывали такие факторы, как активная промышленная эксплуатация систем «ЭРА-ГЛОНАСС», «ПЛАТОН» и сервисов мониторинга коммерческого транспорта.
Развитие коммерческих сервисов на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» позволило дать дополнительные сервисы и услуги потребителям, а производителям аппаратуры — применять новые передовые технологии. Регулирование со стороны Министерства промышленности и торговли с помощью бальной системы, а также ежегодное повышение процента составляющих отечественных ЭКБ, позволило разработчикам аппаратуры обратить внимание на российскую электронику.
Основные сферы применения навигационных и навигационно-связных модулей (рис. 1):
-
Автомобили.
-
Роутеры и клиентское телекоммуникационное оборудование.
-
Предприятия и промышленность.
-
Телематика.
-
Умные счетчики, здравоохранение, робототехника и т.д.
Рис. 1. Основные сферы применения навигационно-связных модулей
По данным исследования Transforma Insights, общее количество подключений устройств достигнет 28 миллиардов к 2030 году. GSMA Mobile Economy оценивает потенциал мирового рынка более чем в $1 триллион к 2025 году. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка в 2021 году составил 93,5 млрд рублей. По сравнению с 2020 годом количество подключенных устройств увеличилось на 16%, до 29,6 млн единиц. На Россию приходится лишь 1,2-1,5% от установленной глобальной базы устройств.
Анализ широкополосного трафика мобильных устройств сетей сотовой связи 2G, 3G и 4G LTE показывает востребованность каждого из модулей, хотя кто-то и может сказать об «устаревшем» модеме 2G. Тенденции потребления трафика в большом объеме, в части «стрима» видео, требует сетей с высокой пропускной способностью – 5G (глобальные и приватные сети 5G).
Основные направления по работе модулей (рис. 2):
-
Данные.
-
Голос.
-
Видео.
-
Интернет-трафик.
Рис. 2. Анализ широкополосного трафика мобильных устройств
Опираясь на маркетинговый анализ, постановления правительства РФ о мерах поддержки разработчиков ЭКБ и на общую мировую обстановку, можно сделать вывод о перспективности разработки отечественных навигационных и навигационно-связных модулей – линейки телематических модулей по разным направлениям. Ряд таких продуктов уже разработан и внесен в реестр отечественной продукции, также возникает потребность в разработке модулей с низким энергопотреблением (NB IoT, BLE, GNSS), новых поколений в части передачи трафика и связи (WiFi 6, 5G).
Любое проектирование состоит из ряда технических этапов:
-
Тактико-технические характеристики (ТТХ) от конечного потребителя.
-
ТТХ от разработчика комплекса.
-
ТТХ от разработчика аппаратуры (блока).
-
ТТХ от разработчика модуля.
-
Техническое задание на СБИС/СБИС СнК.
Этапы разработки любой навигационно-связной аппаратуры начинаются с ответа на вопрос: «А что нужно конкретному потребителю?». Грамотная «оцифровка» требования позволяет сделать комплекс, дальше блок, модуль и разработать СБИС и СБИС СнК.
Комплект СБИС для массового навигационного приемника (модуль ПРО-04М)
Прежде всего в АО «НИИМА «Прогресс» (входит в ГК «ЭЛЕМЕНТ») был разработан отечественный трех-системный навигационный приемник ПРО-04М, выполненный с использованием технологии 65 нм, построенный в виде «система в корпусе» (СвК). Поддерживает высокоточный режим RTK с фазовыми дифф.поправками (точность 1,5–2 см). По своим техническим характеристикам и габаритам ПРО-04М может конкурировать с приемниками ГЛОНАСС/GPS/GALILEO ведущих зарубежных компаний (ST Microelectronics, Ublox, MediaTek).
Увеличение спроса и применения в навигационной аппаратуре потребителя (НАП), позволит ликвидировать разницу в цене с импортными приемниками. Он может быть использован в таких массовых приборах как тахографы, устройствах взимания платы в системе «ПЛАТОН» и терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС», которые являются самыми массовыми навигационно-связными приборами. Модуль ГНСС ПРО-04М разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «Произведено в России» и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработан 2G/3G модем (модуль ПН6280)
Кроме приемника, очень важная позиция в модулях и аппаратуре — это связной модем 2G/3G (GSM/GPRS/UMTS). По разным причинам работы по созданию модемов для систем сотовой связи в России были на низком уровне, в то же время мировые лидеры вели эффективные исследования и разработки в этой области на протяжении трех десятков лет.
В таких условиях самый короткий путь создания отечественного модема 3G — это лицензирование зарубежных IP и разработка модема сначала с использованием импортных чипов, а затем собственных чипов на лицензионных IP. Такой модем сейчас разработан в АО «НИИМА «Прогресс». Было поставлено в 2023 году более 500 тысяч модемов в тахографы.
Модуль ПН6280 разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «произведено в России», и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.1) (ПР1603 / ПР1603Б / ПР1603Н / ПР1603НБ)
Потребность рынка в невысокой скорости передачи данных, более надежном соединении в сетях LTE и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила шагнуть в сторону одних из передовых стандартов и приступить к изучению модулей 4-го поколения сотовой связи. У разработчиков аппаратуры есть разные потребности, например, в модуле 4G Cat. 1, который работает в сетях 2G/4G. Дополнение его различными комбинациями с модулями Bluetooth и ГНСС позволяет решать обширный круг задач. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 3).
ПР1603, ПР1603Б, ПР1603Н, ПР1603НБ — серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.1. Стандарт Cat.1, предназначенный для приложений M2M и IoT.
В соответствии со стандартом LTE Cat.1, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 5 Мбит/с и скорость нисходящего канала 10 Мбит/с. Стандарт GSM/GPRS/EDGE также поддерживается в полном объеме.
Серия модулей ПР1603 идеально подходит для случаев, когда не требуется высокая скорость передачи данных, но требуется стабильное и надежное подключение к сети LTE.
Модули серии ПР1603 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: промышленные контроллеры, POS, М2М телематика.
Рис. 3. Внешний вид и размеры модуля ПР1603НБ
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.4) (ПР1803/ПР1803Н на базе системы RTOS и ПР1803НЛ/ПН1803Н на базе операционной системы Linux)
Потребность рынка в передаче большого количества данных, более высоких скоростях и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила объединить все предыдущие технологии и разработать модуль 4-го поколения сотовой связи 4G Cat. 4, который работает в сетях 2G/3G/4G. Объединение технических решений в области GSM и ГНСС позволяют получить миниатюрный и комбинированный модуль. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 4).
ПР1803, ПР1803Н – серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.4.
В соответствии со стандартом LTE Cat.4, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 50 Мбит/с и скорость нисходящего канала 150 Мбит/с. Стандарты UMTS (HSPA+/HSUPA) и GSM/GPRS/EDGE также поддерживаются модулями серии ПР1803.
Модули серии ПР1803 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: роутеры, системы безопасности, POS, М2М телематика.
Рис. 4. Внешний вид и размеры модуля ПР1803Н
Линейка навигационных и телематических модулей развивается, появляются новые потребности, технические решения и спрос у заказчиков. Также разработаны модули: 2G+GNSS+BT, модуль BT 5,0 и модуль WiFi+BT. В планах есть развитие продуктовой линейки в таких направлениях как 4G Automotive, BT 5.3 (5.4), WiFi 6 (7) и, конечно, 5G + V2X (C-V2X).
«После ухода из РФ главных зарубежных инвесторов и телекоммуникационных вендоров о быстром появлении в стране сетей 5G можно забыть», — так считают, наверное, многие эксперты, но мы видим только открывающиеся возможности. Динамика рынка отображена на графике ниже (рис. 5).
Рис. 5. Динамика рынка 5G
5G — дорогой стандарт, он требует строительства дорогих базовых станций, создания дорогой инфраструктуры. В этом вопросе бизнесу не справиться без государства. Однако недавние события изменили приоритеты на ближайшие несколько лет. Есть мнение, что сейчас фокус сместился на LTE. И это оправданно.
5G — больше про промышленное использование, технологии нового поколения и т. п. А для массового потребителя достаточно LTE. Современное оборудование — это не только «железо», но и ПО, которое требует обновления, гарантии и техподдержки производителя. Параллельный импорт, к сожалению, не решает этих вопросов в полном объеме, но тенденция адаптации купленных РИД позволяет в несколько этапов решать проблемы и создавать новое оборудование.
Считаю, что развитие промышленных сетей 5G в пилотных зонах, на предприятиях и в вузах — первый шаг к освоению технологии. Применение модулей у абонентов позволит прогонять трафик большого объема на высоких скоростях, что крайне важно для передачи видео и быстрого отклика, в частности для применения в антропоморфных роботах.
На «борту» каждого телематического устройства находится модем, который осуществляет передачу и прием данных, таким образом в «воздухе» много открытой информации, что может быть очень опасно для объектов и элементов критической инфраструктуры. Вопросы закрытия и шифрования информации являются важными и им уделяется много внимания.
Как можно делать доверенными как сим-карту, так и модем? Пример реализации на модеме изображен на слайде ниже (рис. 6).
Рис. 6. Пример применения DTLS ГОСТ
Таким образом, мы видим много перспектив развития модулей навигации, связи как уже разработанных, так и разрабатываемых. Пути решения проблем в части безопасности находятся на стадии их реализации. Совместная работа по отладке и доводке продукции — это тяжелый труд и большой путь, но я искренне верю в то, что мы сможем его все вместе пройти!
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 999
[TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 675
[WIDTH] => 1200
[FILE_SIZE] => 105849
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89
[FILE_NAME] => Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Печать-Странчицыв-51.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 5a8d6852494d90a57f9e8e7022b1a3a1
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ALT] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
)
[~DETAIL_PICTURE] => 999
[DATE_ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
[~DATE_ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
[ID] => 435
[~ID] => 435
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] => 8
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 8
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[~TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[ACTIVE_FROM_X] => 2024-03-11 00:00:00
[~ACTIVE_FROM_X] => 2024-03-11 00:00:00
[ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
[~ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
[LIST_PAGE_URL] => /
[~LIST_PAGE_URL] => /
[DETAIL_PAGE_URL] => /components/niima-progress-besprovodnaya-svyaz-i-setevye-tekhnologii-dlya-antropomorfnykh-robotov/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /components/niima-progress-besprovodnaya-svyaz-i-setevye-tekhnologii-dlya-antropomorfnykh-robotov/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => niima-progress-besprovodnaya-svyaz-i-setevye-tekhnologii-dlya-antropomorfnykh-robotov
[~CODE] => niima-progress-besprovodnaya-svyaz-i-setevye-tekhnologii-dlya-antropomorfnykh-robotov
[EXTERNAL_ID] => 435
[~EXTERNAL_ID] => 435
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news_s1
[~IBLOCK_CODE] => news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[NAV_CACHED_DATA] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[ELEMENT_META_TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
)
[FIELDS] => Array
(
[NAME] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TAGS] => микроэлектроника, запчасти и приводы, партнерства, андроидные
[PREVIEW_TEXT] =>
На сегодняшний день в массовых навигационных и навигационно-связных модулях и аппаратуре, представленных на отечественном рынке, используется все больше отечественной электронной компонентной базы (ЭКБ). В данной статье освещены результаты работ по созданию специализированной ЭКБ, модулей и возможности применения для антропоморфных и других роботов связных и навигационно-связных модулей. Приведены общие характеристики, внешний облик и габаритные размеры модулей. А также отражены прогнозы по разработке новых направлений и модулей.
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 998
[TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 576
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 60344
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz
[FILE_NAME] => Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Печать-Странчицыв-51.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => f57e973473cb403a19307273f32b52f1
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/10d/5evpxi8rsukb835xf2q7z2zupthwa0oz/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ALT] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
)
[DETAIL_TEXT] =>
Разработка массовой навигационно-связной аппаратуры с использованием отечественной ЭКБ — возможно, и есть положительный результат этой работы. В докладе рассмотрена проблема создания навигационных и навигационно-связных модулей для массовой аппаратуры. Объем продаж навигационно-связных модулей за последние десять лет возрос более чем в 10 раз. Положительное влияние на российский рынок навигационных продуктов и услуг в 2021-2022 годах оказывали такие факторы, как активная промышленная эксплуатация систем «ЭРА-ГЛОНАСС», «ПЛАТОН» и сервисов мониторинга коммерческого транспорта.
Развитие коммерческих сервисов на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» позволило дать дополнительные сервисы и услуги потребителям, а производителям аппаратуры — применять новые передовые технологии. Регулирование со стороны Министерства промышленности и торговли с помощью бальной системы, а также ежегодное повышение процента составляющих отечественных ЭКБ, позволило разработчикам аппаратуры обратить внимание на российскую электронику.
Основные сферы применения навигационных и навигационно-связных модулей (рис. 1):
-
Автомобили.
-
Роутеры и клиентское телекоммуникационное оборудование.
-
Предприятия и промышленность.
-
Телематика.
-
Умные счетчики, здравоохранение, робототехника и т.д.
Рис. 1. Основные сферы применения навигационно-связных модулей
По данным исследования Transforma Insights, общее количество подключений устройств достигнет 28 миллиардов к 2030 году. GSMA Mobile Economy оценивает потенциал мирового рынка более чем в $1 триллион к 2025 году. По оценкам J’son & Partners Consulting, объем российского рынка в 2021 году составил 93,5 млрд рублей. По сравнению с 2020 годом количество подключенных устройств увеличилось на 16%, до 29,6 млн единиц. На Россию приходится лишь 1,2-1,5% от установленной глобальной базы устройств.
Анализ широкополосного трафика мобильных устройств сетей сотовой связи 2G, 3G и 4G LTE показывает востребованность каждого из модулей, хотя кто-то и может сказать об «устаревшем» модеме 2G. Тенденции потребления трафика в большом объеме, в части «стрима» видео, требует сетей с высокой пропускной способностью – 5G (глобальные и приватные сети 5G).
Основные направления по работе модулей (рис. 2):
-
Данные.
-
Голос.
-
Видео.
-
Интернет-трафик.
Рис. 2. Анализ широкополосного трафика мобильных устройств
Опираясь на маркетинговый анализ, постановления правительства РФ о мерах поддержки разработчиков ЭКБ и на общую мировую обстановку, можно сделать вывод о перспективности разработки отечественных навигационных и навигационно-связных модулей – линейки телематических модулей по разным направлениям. Ряд таких продуктов уже разработан и внесен в реестр отечественной продукции, также возникает потребность в разработке модулей с низким энергопотреблением (NB IoT, BLE, GNSS), новых поколений в части передачи трафика и связи (WiFi 6, 5G).
Любое проектирование состоит из ряда технических этапов:
-
Тактико-технические характеристики (ТТХ) от конечного потребителя.
-
ТТХ от разработчика комплекса.
-
ТТХ от разработчика аппаратуры (блока).
-
ТТХ от разработчика модуля.
-
Техническое задание на СБИС/СБИС СнК.
Этапы разработки любой навигационно-связной аппаратуры начинаются с ответа на вопрос: «А что нужно конкретному потребителю?». Грамотная «оцифровка» требования позволяет сделать комплекс, дальше блок, модуль и разработать СБИС и СБИС СнК.
Комплект СБИС для массового навигационного приемника (модуль ПРО-04М)
Прежде всего в АО «НИИМА «Прогресс» (входит в ГК «ЭЛЕМЕНТ») был разработан отечественный трех-системный навигационный приемник ПРО-04М, выполненный с использованием технологии 65 нм, построенный в виде «система в корпусе» (СвК). Поддерживает высокоточный режим RTK с фазовыми дифф.поправками (точность 1,5–2 см). По своим техническим характеристикам и габаритам ПРО-04М может конкурировать с приемниками ГЛОНАСС/GPS/GALILEO ведущих зарубежных компаний (ST Microelectronics, Ublox, MediaTek).
Увеличение спроса и применения в навигационной аппаратуре потребителя (НАП), позволит ликвидировать разницу в цене с импортными приемниками. Он может быть использован в таких массовых приборах как тахографы, устройствах взимания платы в системе «ПЛАТОН» и терминалах «ЭРА-ГЛОНАСС», которые являются самыми массовыми навигационно-связными приборами. Модуль ГНСС ПРО-04М разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «Произведено в России» и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработан 2G/3G модем (модуль ПН6280)
Кроме приемника, очень важная позиция в модулях и аппаратуре — это связной модем 2G/3G (GSM/GPRS/UMTS). По разным причинам работы по созданию модемов для систем сотовой связи в России были на низком уровне, в то же время мировые лидеры вели эффективные исследования и разработки в этой области на протяжении трех десятков лет.
В таких условиях самый короткий путь создания отечественного модема 3G — это лицензирование зарубежных IP и разработка модема сначала с использованием импортных чипов, а затем собственных чипов на лицензионных IP. Такой модем сейчас разработан в АО «НИИМА «Прогресс». Было поставлено в 2023 году более 500 тысяч модемов в тахографы.
Модуль ПН6280 разработки АО «НИИМА «Прогресс» получил сертификат СТ-1, подтверждающий статус «произведено в России», и внесен в реестр 719 и 878 ПП РФ.
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.1) (ПР1603 / ПР1603Б / ПР1603Н / ПР1603НБ)
Потребность рынка в невысокой скорости передачи данных, более надежном соединении в сетях LTE и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила шагнуть в сторону одних из передовых стандартов и приступить к изучению модулей 4-го поколения сотовой связи. У разработчиков аппаратуры есть разные потребности, например, в модуле 4G Cat. 1, который работает в сетях 2G/4G. Дополнение его различными комбинациями с модулями Bluetooth и ГНСС позволяет решать обширный круг задач. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 3).
ПР1603, ПР1603Б, ПР1603Н, ПР1603НБ — серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.1. Стандарт Cat.1, предназначенный для приложений M2M и IoT.
В соответствии со стандартом LTE Cat.1, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 5 Мбит/с и скорость нисходящего канала 10 Мбит/с. Стандарт GSM/GPRS/EDGE также поддерживается в полном объеме.
Серия модулей ПР1603 идеально подходит для случаев, когда не требуется высокая скорость передачи данных, но требуется стабильное и надежное подключение к сети LTE.
Модули серии ПР1603 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: промышленные контроллеры, POS, М2М телематика.
Рис. 3. Внешний вид и размеры модуля ПР1603НБ
Разработана серия модулей 4G LTE (Cat.4) (ПР1803/ПР1803Н на базе системы RTOS и ПР1803НЛ/ПН1803Н на базе операционной системы Linux)
Потребность рынка в передаче большого количества данных, более высоких скоростях и возможности объединения в одном модуле ряда технических решений позволила объединить все предыдущие технологии и разработать модуль 4-го поколения сотовой связи 4G Cat. 4, который работает в сетях 2G/3G/4G. Объединение технических решений в области GSM и ГНСС позволяют получить миниатюрный и комбинированный модуль. Внешний вид и габариты получились сравнимыми с иностранными аналогами (рис. 4).
ПР1803, ПР1803Н – серия модулей беспроводной связи на базе стандарта LTE Cat.4.
В соответствии со стандартом LTE Cat.4, модули могут поддерживать скорость восходящего канала до 50 Мбит/с и скорость нисходящего канала 150 Мбит/с. Стандарты UMTS (HSPA+/HSUPA) и GSM/GPRS/EDGE также поддерживаются модулями серии ПР1803.
Модули серии ПР1803 поддерживают сетевые протоколы TCP/IP, UDP/IP, HTTP/FTP.
Поддержка до пяти APN и до пяти сокетов, одновременно.
Поддержка двух SIM-карт.
Прием/передача голоса в цифровом стандарте VoLTE.
Основные области применения: роутеры, системы безопасности, POS, М2М телематика.
Рис. 4. Внешний вид и размеры модуля ПР1803Н
Линейка навигационных и телематических модулей развивается, появляются новые потребности, технические решения и спрос у заказчиков. Также разработаны модули: 2G+GNSS+BT, модуль BT 5,0 и модуль WiFi+BT. В планах есть развитие продуктовой линейки в таких направлениях как 4G Automotive, BT 5.3 (5.4), WiFi 6 (7) и, конечно, 5G + V2X (C-V2X).
«После ухода из РФ главных зарубежных инвесторов и телекоммуникационных вендоров о быстром появлении в стране сетей 5G можно забыть», — так считают, наверное, многие эксперты, но мы видим только открывающиеся возможности. Динамика рынка отображена на графике ниже (рис. 5).
Рис. 5. Динамика рынка 5G
5G — дорогой стандарт, он требует строительства дорогих базовых станций, создания дорогой инфраструктуры. В этом вопросе бизнесу не справиться без государства. Однако недавние события изменили приоритеты на ближайшие несколько лет. Есть мнение, что сейчас фокус сместился на LTE. И это оправданно.
5G — больше про промышленное использование, технологии нового поколения и т. п. А для массового потребителя достаточно LTE. Современное оборудование — это не только «железо», но и ПО, которое требует обновления, гарантии и техподдержки производителя. Параллельный импорт, к сожалению, не решает этих вопросов в полном объеме, но тенденция адаптации купленных РИД позволяет в несколько этапов решать проблемы и создавать новое оборудование.
Считаю, что развитие промышленных сетей 5G в пилотных зонах, на предприятиях и в вузах — первый шаг к освоению технологии. Применение модулей у абонентов позволит прогонять трафик большого объема на высоких скоростях, что крайне важно для передачи видео и быстрого отклика, в частности для применения в антропоморфных роботах.
На «борту» каждого телематического устройства находится модем, который осуществляет передачу и прием данных, таким образом в «воздухе» много открытой информации, что может быть очень опасно для объектов и элементов критической инфраструктуры. Вопросы закрытия и шифрования информации являются важными и им уделяется много внимания.
Как можно делать доверенными как сим-карту, так и модем? Пример реализации на модеме изображен на слайде ниже (рис. 6).
Рис. 6. Пример применения DTLS ГОСТ
Таким образом, мы видим много перспектив развития модулей навигации, связи как уже разработанных, так и разрабатываемых. Пути решения проблем в части безопасности находятся на стадии их реализации. Совместная работа по отладке и доводке продукции — это тяжелый труд и большой путь, но я искренне верю в то, что мы сможем его все вместе пройти!
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 999
[TIMESTAMP_X] => 01.04.2024 13:11:51
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 675
[WIDTH] => 1200
[FILE_SIZE] => 105849
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89
[FILE_NAME] => Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ORIGINAL_NAME] => Печать-Странчицыв-51.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 5a8d6852494d90a57f9e8e7022b1a3a1
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/b2b/faghm9s74rols2ggvjpjfch3tx45ii89/Pechat_Stranchitsyv_51.jpg
[ALT] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
)
[DATE_ACTIVE_FROM] => 11.03.2024
)
[PROPERTIES] => Array
(
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 9
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор статьи
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 1635
[VALUE] => Чикваркин Иван Борисович, начальник отдела разработки навигационно-связной аппаратуры АО «НИИМА «Прогресс», i.chikvarkin@i-progress.tech
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => Чикваркин Иван Борисович, начальник отдела разработки навигационно-связной аппаратуры АО «НИИМА «Прогресс», i.chikvarkin@i-progress.tech
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор статьи
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[AU_PHOTO] => Array
(
[ID] => 10
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AU_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 1636
[VALUE] => НИИМА «Прогресс»; Midjourney
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => НИИМА «Прогресс»; Midjourney
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IMG_MAIN] => Array
(
[ID] => 11
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Картинка для Главной
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => IMG_MAIN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Картинка для Главной
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_THEME] => Array
(
[ID] => 12
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Главная тема
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MAIN_THEME
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Главная тема
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_SECT] => Array
(
[ID] => 13
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => В своём разделе
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MAIN_SECT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В своём разделе
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[VIDEO_YOU] => Array
(
[ID] => 14
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Видео youtobe
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => VIDEO_YOU
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Видео youtobe
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 9
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор статьи
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 1635
[VALUE] => Чикваркин Иван Борисович, начальник отдела разработки навигационно-связной аппаратуры АО «НИИМА «Прогресс», i.chikvarkin@i-progress.tech
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => Чикваркин Иван Борисович, начальник отдела разработки навигационно-связной аппаратуры АО «НИИМА «Прогресс», i.chikvarkin@i-progress.tech
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор статьи
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => Чикваркин Иван Борисович, начальник отдела разработки навигационно-связной аппаратуры АО «НИИМА «Прогресс», i.chikvarkin@i-progress.tech
)
[AU_PHOTO] => Array
(
[ID] => 10
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AU_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 1636
[VALUE] => НИИМА «Прогресс»; Midjourney
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => НИИМА «Прогресс»; Midjourney
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => НИИМА «Прогресс»; Midjourney
)
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 1
[~ID] => 1
[TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26
[~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news_s1
[~CODE] => news_s1
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[NAME] => Статьи
[~NAME] => Статьи
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] =>
[~LIST_PAGE_URL] =>
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => furniture_news_s1
[~XML_ID] => furniture_news_s1
[TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c
[~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Статьи
[~ELEMENTS_NAME] => Статьи
[ELEMENT_NAME] => Статья
[~ELEMENT_NAME] => Статья
[EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => roboticsworld.ru
[~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 8
[~ID] => 8
[CODE] => components
[~CODE] => components
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[SORT] => 250
[~SORT] => 250
[NAME] => Компоненты
[~NAME] => Компоненты
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 1
[~DEPTH_LEVEL] => 1
[SECTION_PAGE_URL] => /components
[~SECTION_PAGE_URL] => /components
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news_s1
[~IBLOCK_CODE] => news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Компоненты
[ELEMENT_META_TITLE] => Компоненты
)
)
)
)
[SECTION_URL] => /components
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[BROWSER_TITLE] => НИИМА «Прогресс»: беспроводная связь и сетевые технологии для антропоморфных роботов
[KEYWORDS] =>
[DESCRIPTION] =>
)
)