";123 Array
(
    [NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
    [~NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
    [TAGS] => приводы и запчасти
    [~TAGS] => приводы и запчасти
    [PREVIEW_TEXT] => 

Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.

[~PREVIEW_TEXT] =>

Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 120745 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n [FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 518f558240802f17c9cdb30f36e7dd36 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» ) [~PREVIEW_PICTURE] => 109 [DETAIL_TEXT] =>

— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?

— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.

— Где применяются эти компоненты?

— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.

Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».

— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?

— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.

И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом

В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.

Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.

В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.  

— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?

— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.

С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.

— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?

— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.

Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.

А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.

— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?

— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.

В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.

Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.

— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.

— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.



— Речь идет про локализацию производства?

— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.

Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.

В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.

Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.

Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.

Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.

— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?

— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.

Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.


— Почему именно ХАРЗА?

— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.

И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.

— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?

— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.

Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.

Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.

Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.

В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.

[~DETAIL_TEXT] =>

— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?

— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.

— Где применяются эти компоненты?

— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.

Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».

— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?

— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.

И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом

В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.

Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.

В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.  

— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?

— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.

С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.

— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?

— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.

Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.

А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.

— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?

— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.

В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.

Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.

— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.

— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.



— Речь идет про локализацию производства?

— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.

Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.

В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.

Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.

Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.

Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.

— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?

— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.

Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.


— Почему именно ХАРЗА?

— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.

И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.

— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?

— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.

Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.

Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.

Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.

В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 110 [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 120745 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n [FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d472ad17489660e7d70e31c9fb608d8d [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» ) [~DETAIL_PICTURE] => 110 [DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 [~DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 [ID] => 42 [~ID] => 42 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => 8 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 8 [DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [~TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [ACTIVE_FROM_X] => 2023-03-27 00:00:00 [~ACTIVE_FROM_X] => 2023-03-27 00:00:00 [ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 [~ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 [LIST_PAGE_URL] => / [~LIST_PAGE_URL] => / [DETAIL_PAGE_URL] => /components/maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /components/maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech [~CODE] => maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech [EXTERNAL_ID] => 42 [~EXTERNAL_ID] => 42 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [NAV_CACHED_DATA] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [ELEMENT_META_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» ) [FIELDS] => Array ( [NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [TAGS] => приводы и запчасти [PREVIEW_TEXT] =>

Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.

[PREVIEW_PICTURE] => Array ( [ID] => 109 [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 120745 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n [FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => 518f558240802f17c9cdb30f36e7dd36 [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» ) [DETAIL_TEXT] =>

— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?

— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.

— Где применяются эти компоненты?

— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.

Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».

— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?

— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.

И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом

В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.

Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.

В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.  

— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?

— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.

С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.

— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?

— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.

Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.

А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.

— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?

— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.

В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.

Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.

— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.

— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.



— Речь идет про локализацию производства?

— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.

Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.

В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.

Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.

Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.

Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.

— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?

— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.

Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.


— Почему именно ХАРЗА?

— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.

И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.

— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?

— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.

Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.

Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.

Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.

В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.

[DETAIL_PICTURE] => Array ( [ID] => 110 [TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33 [MODULE_ID] => iblock [HEIGHT] => 682 [WIDTH] => 1024 [FILE_SIZE] => 120745 [CONTENT_TYPE] => image/jpeg [SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n [FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg [ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg [DESCRIPTION] => [HANDLER_ID] => [EXTERNAL_ID] => d472ad17489660e7d70e31c9fb608d8d [VERSION_ORIGINAL_ID] => [META] => [SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg [ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» ) [DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023 ) [PROPERTIES] => Array ( [AUTHOR] => Array ( [ID] => 9 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор статьи [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AUTHOR [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор статьи [~DEFAULT_VALUE] => ) [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 161 [VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => ) [IMG_MAIN] => Array ( [ID] => 11 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Картинка для Главной [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => IMG_MAIN [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => F [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Картинка для Главной [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_THEME] => Array ( [ID] => 12 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Главная тема [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_THEME [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Главная тема [~DEFAULT_VALUE] => ) [MAIN_SECT] => Array ( [ID] => 13 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => В своём разделе [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => MAIN_SECT [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => L [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [VALUE_ENUM_ID] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => В своём разделе [~DEFAULT_VALUE] => ) [VIDEO_YOU] => Array ( [ID] => 14 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Видео youtobe [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => VIDEO_YOU [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => [VALUE] => [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Видео youtobe [~DEFAULT_VALUE] => ) ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( [AU_PHOTO] => Array ( [ID] => 10 [TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26 [IBLOCK_ID] => 1 [NAME] => Автор фото [ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [CODE] => AU_PHOTO [DEFAULT_VALUE] => [PROPERTY_TYPE] => S [ROW_COUNT] => 1 [COL_COUNT] => 30 [LIST_TYPE] => L [MULTIPLE] => N [XML_ID] => [FILE_TYPE] => [MULTIPLE_CNT] => 5 [TMP_ID] => [LINK_IBLOCK_ID] => 0 [WITH_DESCRIPTION] => N [SEARCHABLE] => N [FILTRABLE] => N [IS_REQUIRED] => N [VERSION] => 1 [USER_TYPE] => [USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{} [HINT] => [PROPERTY_VALUE_ID] => 161 [VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica [DESCRIPTION] => [VALUE_ENUM] => [VALUE_XML_ID] => [VALUE_SORT] => [~VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica [~DESCRIPTION] => [~NAME] => Автор фото [~DEFAULT_VALUE] => [DISPLAY_VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica ) ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news_s1 [~CODE] => news_s1 [API_CODE] => [~API_CODE] => [REST_ON] => N [~REST_ON] => N [NAME] => Статьи [~NAME] => Статьи [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => [~LIST_PAGE_URL] => [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE# [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => [~RSS_FILE_LIMIT] => [RSS_FILE_DAYS] => [~RSS_FILE_DAYS] => [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 [TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Статьи [~ELEMENTS_NAME] => Статьи [ELEMENT_NAME] => Статья [~ELEMENT_NAME] => Статья [EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => roboticsworld.ru [~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 8 [~ID] => 8 [CODE] => components [~CODE] => components [XML_ID] => [~XML_ID] => [EXTERNAL_ID] => [~EXTERNAL_ID] => [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [SORT] => 250 [~SORT] => 250 [NAME] => Компоненты [~NAME] => Компоненты [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [SECTION_PAGE_URL] => /components [~SECTION_PAGE_URL] => /components [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news_s1 [~IBLOCK_CODE] => news_s1 [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Компоненты [ELEMENT_META_TITLE] => Компоненты ) ) ) ) [SECTION_URL] => /components [META_TAGS] => Array ( [TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [BROWSER_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения» [KEYWORDS] => [DESCRIPTION] => ) )

Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»

Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.

— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?

— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.

— Где применяются эти компоненты?

— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.

Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».

— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?

— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.

И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом

В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.

Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.

В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.  

— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?

— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.

С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.

— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?

— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.

Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.

А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.

Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.

— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?

— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.

В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.

Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.

— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.

— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.



— Речь идет про локализацию производства?

— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.

Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.

В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.

Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.

Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.

Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.

— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?

— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.

Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.


— Почему именно ХАРЗА?

— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.

И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.

— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?

— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.

Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.

Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.

Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.

В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.

27.03.2023
Фото: «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica

Мы рекомендуем:

Батарейка из воды: в Китае разработали мощные и безопасные аккумуляторы на водной основе

Батарейка из воды: в Китае разработали мощные и безопасные аккумуляторы на водной основе