";123 Array
(
[NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[~NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TAGS] => приводы и запчасти
[~TAGS] => приводы и запчасти
[PREVIEW_TEXT] =>
Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.
[~PREVIEW_TEXT] =>
Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 109
[TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 682
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 120745
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n
[FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 518f558240802f17c9cdb30f36e7dd36
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
)
[~PREVIEW_PICTURE] => 109
[DETAIL_TEXT] =>
— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?
— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.
— Где применяются эти компоненты?
— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.
Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».
— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?
— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.
И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом
В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.
Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.
В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.
— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?
— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.
С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.
— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?
— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.
Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.
А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.
— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?
— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.
В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.
Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.
— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.
— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.
— Речь идет про локализацию производства?
— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.
Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.
В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.
Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.
Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.
Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.
— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?
— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.
Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.
— Почему именно ХАРЗА?
— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.
И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.
— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?
— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.
Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.
Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.
Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.
В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.
[~DETAIL_TEXT] =>
— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?
— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.
— Где применяются эти компоненты?
— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.
Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».
— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?
— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.
И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом
В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.
Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.
В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.
— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?
— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.
С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.
— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?
— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.
Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.
А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.
— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?
— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.
В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.
Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.
— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.
— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.
— Речь идет про локализацию производства?
— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.
Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.
В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.
Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.
Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.
Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.
— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?
— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.
Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.
— Почему именно ХАРЗА?
— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.
И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.
— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?
— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.
Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.
Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.
Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.
В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 110
[TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 682
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 120745
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n
[FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => d472ad17489660e7d70e31c9fb608d8d
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
)
[~DETAIL_PICTURE] => 110
[DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
[~DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
[ID] => 42
[~ID] => 42
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] => 8
[~IBLOCK_SECTION_ID] => 8
[DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[~DETAIL_TEXT_TYPE] => html
[PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[~PREVIEW_TEXT_TYPE] => html
[TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[~TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[ACTIVE_FROM_X] => 2023-03-27 00:00:00
[~ACTIVE_FROM_X] => 2023-03-27 00:00:00
[ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
[~ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
[LIST_PAGE_URL] => /
[~LIST_PAGE_URL] => /
[DETAIL_PAGE_URL] => /components/maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech/
[~DETAIL_PAGE_URL] => /components/maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech/
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[CODE] => maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech
[~CODE] => maksim-gurbashkov-gendirektor-innodrayv-robototekhnika-v-rossii-dolzhna-razvivatsya-opirayas-na-otech
[EXTERNAL_ID] => 42
[~EXTERNAL_ID] => 42
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news_s1
[~IBLOCK_CODE] => news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[LID] => s1
[~LID] => s1
[NAV_RESULT] =>
[NAV_CACHED_DATA] =>
[DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[ELEMENT_META_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
)
[FIELDS] => Array
(
[NAME] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TAGS] => приводы и запчасти
[PREVIEW_TEXT] =>
Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.
[PREVIEW_PICTURE] => Array
(
[ID] => 109
[TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 682
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 120745
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n
[FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => 518f558240802f17c9cdb30f36e7dd36
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
)
[DETAIL_TEXT] =>
— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?
— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.
— Где применяются эти компоненты?
— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.
Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».
— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?
— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.
И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом
В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.
Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.
В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.
— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?
— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.
С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.
— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?
— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.
Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.
А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.
— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?
— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.
В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.
Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.
— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.
— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.
— Речь идет про локализацию производства?
— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.
Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.
В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.
Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.
Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.
Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.
— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?
— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.
Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.
— Почему именно ХАРЗА?
— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.
И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.
— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?
— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.
Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.
Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.
Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.
В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.
[DETAIL_PICTURE] => Array
(
[ID] => 110
[TIMESTAMP_X] => 12.07.2023 17:31:33
[MODULE_ID] => iblock
[HEIGHT] => 682
[WIDTH] => 1024
[FILE_SIZE] => 120745
[CONTENT_TYPE] => image/jpeg
[SUBDIR] => iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n
[FILE_NAME] => ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ORIGINAL_NAME] => ee22_dp_56-1024x682.jpg
[DESCRIPTION] =>
[HANDLER_ID] =>
[EXTERNAL_ID] => d472ad17489660e7d70e31c9fb608d8d
[VERSION_ORIGINAL_ID] =>
[META] =>
[SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[UNSAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[SAFE_SRC] => /upload/iblock/19a/pveriogt5tlbyc006dnt8dve84d40y0n/ee22_dp_56_1024x682.jpg
[ALT] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
)
[DATE_ACTIVE_FROM] => 27.03.2023
)
[PROPERTIES] => Array
(
[AUTHOR] => Array
(
[ID] => 9
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор статьи
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AUTHOR
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор статьи
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[AU_PHOTO] => Array
(
[ID] => 10
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AU_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 161
[VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[IMG_MAIN] => Array
(
[ID] => 11
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Картинка для Главной
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => IMG_MAIN
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => F
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Картинка для Главной
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_THEME] => Array
(
[ID] => 12
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Главная тема
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MAIN_THEME
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Главная тема
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[MAIN_SECT] => Array
(
[ID] => 13
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => В своём разделе
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => MAIN_SECT
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => L
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[VALUE_ENUM_ID] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => В своём разделе
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
[VIDEO_YOU] => Array
(
[ID] => 14
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Видео youtobe
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => VIDEO_YOU
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] =>
[VALUE] =>
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] =>
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Видео youtobe
[~DEFAULT_VALUE] =>
)
)
[DISPLAY_PROPERTIES] => Array
(
[AU_PHOTO] => Array
(
[ID] => 10
[TIMESTAMP_X] => 2024-04-16 13:42:26
[IBLOCK_ID] => 1
[NAME] => Автор фото
[ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[CODE] => AU_PHOTO
[DEFAULT_VALUE] =>
[PROPERTY_TYPE] => S
[ROW_COUNT] => 1
[COL_COUNT] => 30
[LIST_TYPE] => L
[MULTIPLE] => N
[XML_ID] =>
[FILE_TYPE] =>
[MULTIPLE_CNT] => 5
[TMP_ID] =>
[LINK_IBLOCK_ID] => 0
[WITH_DESCRIPTION] => N
[SEARCHABLE] => N
[FILTRABLE] => N
[IS_REQUIRED] => N
[VERSION] => 1
[USER_TYPE] =>
[USER_TYPE_SETTINGS] => a:0:{}
[HINT] =>
[PROPERTY_VALUE_ID] => 161
[VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
[DESCRIPTION] =>
[VALUE_ENUM] =>
[VALUE_XML_ID] =>
[VALUE_SORT] =>
[~VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
[~DESCRIPTION] =>
[~NAME] => Автор фото
[~DEFAULT_VALUE] =>
[DISPLAY_VALUE] => «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
)
)
[IBLOCK] => Array
(
[ID] => 1
[~ID] => 1
[TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26
[~TIMESTAMP_X] => 16.04.2024 13:42:26
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[LID] => s1
[~LID] => s1
[CODE] => news_s1
[~CODE] => news_s1
[API_CODE] =>
[~API_CODE] =>
[REST_ON] => N
[~REST_ON] => N
[NAME] => Статьи
[~NAME] => Статьи
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[SORT] => 500
[~SORT] => 500
[LIST_PAGE_URL] =>
[~LIST_PAGE_URL] =>
[DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
[~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#/#ELEMENT_CODE#/
[SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#
[~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/#SECTION_CODE#
[CANONICAL_PAGE_URL] =>
[~CANONICAL_PAGE_URL] =>
[PICTURE] =>
[~PICTURE] =>
[DESCRIPTION] =>
[~DESCRIPTION] =>
[DESCRIPTION_TYPE] => text
[~DESCRIPTION_TYPE] => text
[RSS_TTL] => 24
[~RSS_TTL] => 24
[RSS_ACTIVE] => Y
[~RSS_ACTIVE] => Y
[RSS_FILE_ACTIVE] => N
[~RSS_FILE_ACTIVE] => N
[RSS_FILE_LIMIT] =>
[~RSS_FILE_LIMIT] =>
[RSS_FILE_DAYS] =>
[~RSS_FILE_DAYS] =>
[RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N
[XML_ID] => furniture_news_s1
[~XML_ID] => furniture_news_s1
[TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c
[~TMP_ID] => 6cfbdd5e02a2f38f8bf51afa68b2792c
[INDEX_ELEMENT] => Y
[~INDEX_ELEMENT] => Y
[INDEX_SECTION] => Y
[~INDEX_SECTION] => Y
[WORKFLOW] => N
[~WORKFLOW] => N
[BIZPROC] => N
[~BIZPROC] => N
[SECTION_CHOOSER] => L
[~SECTION_CHOOSER] => L
[LIST_MODE] =>
[~LIST_MODE] =>
[RIGHTS_MODE] => S
[~RIGHTS_MODE] => S
[SECTION_PROPERTY] => N
[~SECTION_PROPERTY] => N
[PROPERTY_INDEX] => N
[~PROPERTY_INDEX] => N
[VERSION] => 1
[~VERSION] => 1
[LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[~LAST_CONV_ELEMENT] => 0
[SOCNET_GROUP_ID] =>
[~SOCNET_GROUP_ID] =>
[EDIT_FILE_BEFORE] =>
[~EDIT_FILE_BEFORE] =>
[EDIT_FILE_AFTER] =>
[~EDIT_FILE_AFTER] =>
[SECTIONS_NAME] => Разделы
[~SECTIONS_NAME] => Разделы
[SECTION_NAME] => Раздел
[~SECTION_NAME] => Раздел
[ELEMENTS_NAME] => Статьи
[~ELEMENTS_NAME] => Статьи
[ELEMENT_NAME] => Статья
[~ELEMENT_NAME] => Статья
[EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[LANG_DIR] => /
[~LANG_DIR] => /
[SERVER_NAME] => roboticsworld.ru
[~SERVER_NAME] => roboticsworld.ru
)
[SECTION] => Array
(
[PATH] => Array
(
[0] => Array
(
[ID] => 8
[~ID] => 8
[CODE] => components
[~CODE] => components
[XML_ID] =>
[~XML_ID] =>
[EXTERNAL_ID] =>
[~EXTERNAL_ID] =>
[IBLOCK_ID] => 1
[~IBLOCK_ID] => 1
[IBLOCK_SECTION_ID] =>
[~IBLOCK_SECTION_ID] =>
[SORT] => 250
[~SORT] => 250
[NAME] => Компоненты
[~NAME] => Компоненты
[ACTIVE] => Y
[~ACTIVE] => Y
[DEPTH_LEVEL] => 1
[~DEPTH_LEVEL] => 1
[SECTION_PAGE_URL] => /components
[~SECTION_PAGE_URL] => /components
[IBLOCK_TYPE_ID] => news
[~IBLOCK_TYPE_ID] => news
[IBLOCK_CODE] => news_s1
[~IBLOCK_CODE] => news_s1
[IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1
[GLOBAL_ACTIVE] => Y
[~GLOBAL_ACTIVE] => Y
[IPROPERTY_VALUES] => Array
(
[SECTION_META_TITLE] => Компоненты
[ELEMENT_META_TITLE] => Компоненты
)
)
)
)
[SECTION_URL] => /components
[META_TAGS] => Array
(
[TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[BROWSER_TITLE] => Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
[KEYWORDS] =>
[DESCRIPTION] =>
)
)
- Главная
- Компоненты
- Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
Максим Гурбашков, гендиректор «ИнноДрайв»: «Робототехника в России должна развиваться, опираясь на отечественные компоненты и решения»
Компания «ИнноДрайв» — активный участник Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. «ИнноДрайв» является одним из ведущих поставщиков компонентов привода и приводных решений для разных отраслей народного хозяйства: робототехники и автоматизации, медицинского и реабилитационного оборудования, измерительного оборудования и систем неразрушающего контроля, оптических систем и комплексов, станкостроения и приборостроения, вспомогательных систем и механизмов, инспекционного оборудования, производственного оборудования и линий. С какими проблемами сталкивается робототехника в России, и как вывести отрасль на совершенно новый уровень, читайте в нашем интервью с руководителем «ИнноДрайв» Максимом Гурбашковым.
— Максим Борисович, в чем вы видите свою задачу в рамках Консорциума робототехники?
— Действительно, мы принимаем активное участие в работе Консорциума робототехники. В Консорциуме мы отвечаем за сектор компонентов робототехники и фокусируемся на элементах привода и приводных решений. С точки зрения решений — представляем линейку высокоточных интегрированных приводов собственного производства ХАРЗА, линейку беcкорпусных моментных двигателей производства «НПО «Андроидная техника». Также мы представляем ключевые компоненты привода производства ряда заводов Китая — лидеров отрасли. Это микродвигатели, планетарные и волновые передачи, датчики и приводы на их основе.
— Где применяются эти компоненты?
— Сфер применения очень много. По сути это любые задачи, требующие точного перемещения и позиционирования нагрузки при малых габаритах самого привода. Наибольшее значение имеют удельные характеристики привода — максимальные мощность и момент при минимальном габарите и все, а также работа в различных условиях, включая жесткие. Например, наши компоненты востребованы в робототехнике, станкостроении, авионике, оптических комплексах, медицинской технике: хирургических роботах, эндохирургических инструментах, реабилитационном и измерительном оборудовании, аналитическом приборостроении, персональных дозаторах, аппаратах ИВЛ, инсулиновых помпах и многих других системах. При этом необходимо отметить особую роль робототехники.
Робототехника — это индустрия будущего, которая широко проникает во все отрасли. Так или иначе в любой подобной системе требуется исполнительный механизм. И тенденция такова, что основным исполнительным механизмом становится электрический привод. В большинстве отраслей наблюдается тенденция отказа от пневматики, гидравлики в пользу именно привода электрического. В этом плане мы предлагаем ключевые решения, достаточно передовые, высокотехнологичные, от лидеров отрасли. В этом преимущество «ИнноДрайв».
— Судя по глобальным трендам, электроприводы начинают занимать доминирующее положение на рынке. Правда ли, что большая часть робототехнических комплексов, включая антропоморфные, выполняется на электроприводах?
— Совершенно верно! Во многих отраслях наблюдается смещение акцента в сторону электроприводов и замена ими систем на гидравлике или пневматике. Причем наблюдается это достаточно четко в том числе в критических областях и областях, где до недавнего времени исторически предпочтение отдавалось другим типам приводов.
И робототехника здесь не просто находится в лидерах по применению электропривода, но задает темп и направления развития привода путем постановки зачастую нетривиальных задач. Объяснить это легко. Активное развитие технологий электропривода, повышение его удельных характеристик и надежности сделали его применение конструктивно, технологически и экономически обоснованным. А от решения задачи построения привода для конкретного проекта зачастую зависит не только реализация конструкторской идеи, но и успешная реализация проекта в целом
В текущей реальности западные партнеры стараются ограничить нам поставки ключевых компонентов. В связи с этим возникает очень актуальный вопрос технологической независимости, технологического суверенитета. Собственно, над этим мы и работаем, обеспечивая рынок не только решениями азиатского региона, но и собственными решениями на базе российских компонентов.
Используем комбинированный подход, когда здесь и сейчас создается решение на базе доступных компонентов и решается главная задача заказчика — получение готового продукта, а после этого ведется работа по увеличению процента применяемой отечественной компонентой базы. Это, в свою очередь, подразумевает формирование цепочек кооперации внутри российского рынка среди тех компаний, кто готов разрабатывать и серийно выпускать компоненты, способные заменить импорт и отвечающие высоким требованиям современных задач.
В текущей ситуации такой путь видится нам наиболее эффективным, потому что можно в короткие сроки предложить решения для заказчика, а далее уже заниматься его доводкой, адаптацией, максимальным переводом на российские компоненты.
— Традиционно отечественные товары славились тем, что были дешевле западных. Может ли это стать конкурентным преимуществом российской робототехники?
— Вы знаете, это достаточно многогранный вопрос, на который нет простого ответа «да» или «нет». Смотря о каких товарах говорить. Дело в том, что многие отрасли отечественной промышленности, включая производство компонентов, в настоящий момент находятся в проигрышной позиции. Они отстают. И для того, чтобы им догнать мировой рынок, нужны существенные шаги, которые подразумевают большие инвестиции в развитие этих технологий, с одной стороны.
С другой стороны, российский рынок пока не настолько массовый, чтобы сразу достигнуть эффекта снижения цены за счет массового выпуска, и это, к сожалению, некий краеугольный камень текущей обстановки. Это замкнутый круг, который нужно разрывать. Однако текущая геополитическая ситуация уникальна с точки зрения перспектив и возможностей. Формируются новые стратегические союзы, формируются новые международные рынки сбыта. Продукты, создаваемые в России, могут не только найти свое применение на внутреннем рынке, но и поставляться на экспорт. Робототехника и ее компоненты далеко не исключение. Главное — выстраивать долгосрочные связи и цепочки кооперации.
— То есть пока мы догоняем Запад, расходы будут выше?
— Во-первых, все больше формируется видение, что мы должны не догонять Запад, а идти собственным путем развития технологий. Во-вторых, необходим объективный и взвешенный взгляд на данный процесс. На начальном этапе запуска производства отечественные компоненты могут получаться дороже. И на первых этапах своей жизни они могут не дать сиюминутного экономического преимущества при проектировании и изготовлении тех или иных систем и комплексов.
Мы считаем, что это как раз-таки точка, в которой обе стороны — и производитель компонентов, и потенциальный потребитель — должны принять это как должное: будет определенный период до выхода на крупное серийное производство, когда должно быть найдено совместное решение по ценообразованию, по экономике, по кооперации. Главным преимуществом создаваемых отечественных компонентов и решений являются технологическая независимость и гарантированная доступность в долгосрочной перспективе. Это может позволить двигаться проектам, развиваться в нужном направлении.
А вот на увеличении объемов уже возможно получение снижения цены за счет эффекта массовости. Этот сложный отрезок иначе не пройти. При этом есть большое количество разработок, где видна существенная разница с западными расценками.
Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, да, действительно, мы можем делать более доступные по цене решения. Но на начальном этапе они все-таки будут сопоставимы или дороже именно за счет того, что нужны инвестиции и разработка. Главная задача заключается в том, чтобы выходить на снижение себестоимости именно за счет массовости и выстраивания кооперации внутри нашего сообщества, нашего рынка.
— Тут, как нам видится, помогла бы господдержка. В Минпромторге РФ говорили о содействии развитию отрасли микроэлектроники. Но вопрос о компонентах для робототехники отдельно не рассматривался?
— В настоящий момент предприятия из индустрии робототехники пользуются некоторыми существующими мерами поддержки, под которые продукция попадает по тем или иным критериям. Но формирование отдельных мер поддержки для предприятий и проектов в области робототехники — это одна из задач Консорциума робототехники. В рамках форума «Микроэлектроника» в сентябре 2022 года в Сочи было подписано соглашение между Консорциумом и Минпромторгом о целевом развитии индустрии робототехники. В числе прочего одной из задач является формирование и разработка мер поддержки именно для развития производств, включая производство компонентов.
В целом же крайнюю важность для рынка робототехники имеет задача формирования спроса на роботизацию — через повышение доступности.
Поэтому сейчас крайне важно организовать профессиональное сообщество вокруг этой задачи и предложить такие меры, которые будут и интересны для государства, и эффективны для производителей. В противном случае какого-либо существенного качественного роста, наверное, будет сложно добиться.
— Мы знаем, что вы выпустили на рынок новый продукт. Расскажите об этом.
— Недавно наша компания запустила собственную линейку интегрированных прецизионных приводов для задач высокоточного позиционирования и ответственного применения — ХАРЗА. Модульность конструкции позволяет обеспечить гибкость при реализации решения для каждой задачи и предоставить возможность различных вариантов компоновки привода под конкретное техническое задание заказчика. Типоразмерный ряд в настоящий момент расширяется, параллельно с этим ведутся работы по новым специализированным решениям с учетом технических заданий заказчиков.
— Речь идет про локализацию производства?
— Нет. Думаю, нужно внести ясность в терминологию и расставить акценты, поскольку в инфопространстве порой происходит смешение понятий «локализация», «реверс-инжиниринг», «импортозамещение», и возникают манипуляции на эту тему.
Под локализацией производства понимается прежде всего перенос определенных этапов и процедур сборочного или производственного процесса при производстве продукта иностранной компании на территории локального рынка, где этот товар продается. Такой процесс невозможен без участия двух сторон – размещающей производство (экстенсивер) и принимающей стороны (реципиент). Цели и намерения каждой из сторон ясны и понятны — экстенсивер хочет получить доступ к рынку, обеспечить снижение себестоимости и/или зафиксировать свою позицию, а реципиент хочет получить инвестиции в экономику, рабочие места и налоговые отчисления, а также доступ к технологиям.
В текущих условиях, когда сами поставки продукции иностранных компаний остановлены, говорить о процессе локализации некорректно — экстенсивер не готов в принципе отгружать товар, не говоря уже о том, чтобы передавать сборочные операции, документацию или технологии. Более того, термин «локализация» в текущих условиях подразумевает технологическую зависимость от компании-экстенсивера, держателя документации на товар.
Процесс же освоения производства того или иного продукта без участия иностранной компании представляет собой реверс-инжиниринг, у которого есть свои возможности и свои ограничения. На первом этапе производства этот подход позволяет в короткие сроки освоить технологию при условии доступности всех компонентов, однако ограничивает ее ровно на том уровне, на котором реверс-инжиниринг был произведен. Для дальнейшего развития технологии требуются инвестиции. Такой подход позволяет в большей мере снизить импортозависимость и говорить об импортозамещении в том или ином виде. Однако необходимо понимать, что для успешного развития отрасли, создания передовых систем и комплексов и обеспечения технологического суверенитета требуется разработка и создание собственных современных конкурентноспособных решений на базе доступных компонентов.
Поскольку нам не интересны ни локализация, ни реверс-инжиниринг, мы выбрали путь развития собственных решений — создавать перспективные линейки приводов, опираясь на лучшие доступные компоненты и технологии, открытые методики и наработки, а также выстраивать цепочку кооперации, позволяющую заменить компоненты иностранного производства в составе создаваемых решений. В нашем случае мы говорим о максимальной нацеленности на развитие линейки высокоточных интегрированных приводов ХАРЗА, как передового продукта для решения задач точного позиционирования в условиях жестких ограничений и высоких требований к надежности.
Тем самым мы напрямую влияем на возможности реализации нашими заказчиками проектов по импортозамещению и вносим свой вклад в формирование технологического суверенитета.
— Почему вы решили заняться выпуском своей линейки приводов?
— Здесь впору вспомнить выражение: «Кто, если не мы?». В определенный момент многие заказчики в России оказались без доступа к применяемым ими решениям и компонентам. Мы прекрасно знаем рынок, знаем его требования, знаем базовые компоненты и технологии и понимаем, каким образом их использовать. Технологии имеют значение, а наша миссия состоит в том, чтобы делать технологии доступными и заставлять их работать на благо человека.
Рынку нужна унифицированная линейка приводов с минимальным сроком поставки и максимально готовая к производству. При этом модульность и гибкость конфигурации должны давать возможность быстрой адаптации привода к требованиям конкретной задачи. Именно это мы и делаем. Более того, мы приглашаем всех производителей компонентов привода максимально участвовать в развитии цепочки кооперации и создании продуктов для дальнейшего применения в составе нашего привода.
— Почему именно ХАРЗА?
— Хороший вопрос. Харза — один из самых крупных представителей семейства куниц весом в районе 3 кг и длиной порядка 70 см, обитающий на территории Российской Федерации и в ряде других регионов. Обладает огромной для своих размеров силой и выносливостью, славится скоростью, точностью и ловкостью. Она идеально приспособлена к жизни в суровых условиях уссурийской тайги, имеет широкий ареал обитания, охотится на животных гораздо крупнее себя, в том числе группами по несколько особей. Сила, скорость, точность, приспособленность к жестким условиям — это именно те качества, которые позволяют харзе выживать и чувствовать себя комфортно в дикой природе.
И именно эти свойства привода важны при реализации нашими заказчиками перспективных проектов в области робототехники, медицины, автоматизации, промышленности и других направлениях. Именно эти свойства мы реализовали в линейке приводов ХАРЗА.
— На что именно стоит обратить внимание в линейке приводов ХАРЗА российским разработчикам?
— Современные задачи, стоящие перед российскими конструкторами и разработчиками различных систем, предъявляют высокие требования к применяемым компонентам и решениям. Понимая это, мы заложили в наш привод максимальные характеристики и возможности.
Прежде всего стоит отметить нагрузочные и динамические характеристики привода, а также удельные параметры — соотношение длительного и пикового моментов с массогабаритными показателями. Кроме того, применение волнового редуктора в составе привода позволяет получить точность позиционирования выходного звена и нагрузки соответственно на уровне десятков угловых секунд.
Для применения привода в задачах высокоточного позиционирования и повышения итоговой точности всей системы заказчика мы предлагаем вариант компоновки привода с двумя датчиками обратной связи, что позволяет реализовать двухконтурное управление и точное позиционирование нагрузки на основании сигнала с датчика второго контура — абсолютного энкодера. В качестве датчика первичного контура заказчик может выбрать инкрементальный энкодер или резольвер (синусно-косинусный вращающийся трансформатор). А наличие полого вала дает разработчику возможность реализации интересных конструкторских решений при проектировании системы.
Отдельно стоит отметить расширенный температурный диапазон (от -40 до +65 С) и высокий класс защиты IP67, что подтверждено соответствующими испытаниями как в лабораторных условиях, так и в реальных задачах предприятий.
В сочетании с вариантами выбора различных вариантов компоновки привода и адаптации к требованиям конкретного технического задания указанные параметры предоставляют широкие возможности по применению высокоточных интегрированных приводов линейки ХАРЗА для широкого круга задач и систем, включая системы с высокими требованиями по точности, надежности и условиям работы.
Фото: «ИнноДрайв»; НПО «Андроидная техника»; ExpoElectronica
Мы рекомендуем:
«ИнноДрайв» представит приводные решения для станкостроения на выставке «Металлообработка–2024»
GNSS-модули в робототехнике
Кирпичики в здании робота: на ExpoElectronica рассказали о развитии российской компонентой базы
Батарейка из воды: в Китае разработали мощные и безопасные аккумуляторы на водной основе
В России разрабатывают «живые» полупроводники
GNSS-модули в робототехнике
Кирпичики в здании робота: на ExpoElectronica рассказали о развитии российской компонентой базы