Кирпичики в здании робота: на ExpoElectronica рассказали о развитии российской компонентой базы

Сервоприводы, двигатели, контроллеры — все это внутренности робототехники. Компоненты, без которых не то что собрать, а даже просто думать о роботе бесполезно. Развитие российской электронно-компонентной базы является ключом к развитию отрасли робототехники и достижению технологической независимости страны.

Тенденции и перспективы отрасли, а также готовые российские решения стали главными предметами обсуждения в рамках презентационной сессии «Компоненты и технологии в робототехнике». Встреча, модератором которой выступил генеральный директор ООО «Иннодрайв» Максим Гурбашков, прошла в рамках деловой программы ExpoElectronica-2024.

Открывая сессию, Максим Гурбашков обозначил тенденции, которые наблюдаются на международных рынках компонентов. В первую очередь, растет популярность двигателей и приводов на постоянных магнитах. Этот сегмент рынка, по данным ряда аналитиков, к 2026 году должен достичь $52 миллиардов. Такая популярность подобных решений объясняется переходом от гидравлики и пневматических технологий к электрическим решениям из-за компактности и простой управляемости последних.

Еще одна тенденция — создание умных приводов и двигателей, в которых силовая установка помещается в один корпус с контроллером.

В России интерес к двигателям на постоянных магнитах объясняется еще и дефицитом готовых решений при огромном спросе со стороны потребителей. Максим Гурбашков подчеркнул, что для удовлетворения потребностей рынка необходимо создавать линейки унифицированных решений, которые находятся в высокой степени готовности к производству.

Глава «Иннодрайва» представил устройства, которые разрабатывает и производит компания. Среди них — интегрированные прецизионные сервоприводы для задач высокоточного позиционирования «Харза». В настоящий момент линейка содержит пять устройств, которые отличаются размерами.

Еще одно решение — наборный привод, состоящий из одного, двух или трех силовых модулей, которые могут обеспечить 220, 440 и 660 Вт мощности соответственно. Главное преимущество решения: заказчик сам может обеспечить компоновку привода.

Максим Гурбашков также рассказал о компактных сервоприводах «Гризон». Устройство можно настраивать под нужды заказчика. Главная задача привода — исключение необходимости конструкционной переработки оборудования при замене узлов. Любое предприятие может испытать у себя опытный образец, подтвердить его характеристики.

Кроме того, «Иннодрайв» разрабатывает линейку сервоконтроллеров «Солонгой».

Владимир Карапетьянц, исполняющий обязанности директора дизайн-центра НИИМА «Прогресс», рассказал о модулях из комплексного проекта «Линейка GSM».  Речь идет о массовом продукте, который разработан и производится в России. В ближайший год проект должен быть полностью завершен. «Линейка GSM» — это высокоточные навигационные модули.

Тему навигации продолжил Никита Калиновский, генеральный директор ООО «ИНТЭК Промышленные системы». Он рассказал о комплексе технического зрения, который необходим для того, чтобы робот, особенно мобильный, мог сам принимать решения.

Компания практикует гибридный подход, при котором мобильный робот движется, опираясь на инфраструктуру, но при этом самостоятельно анализирует окружение. При таком подходе машина сможет «взять себя в руки», потеряв связь с навигационными системами, не потеряется и не причинит вред человеку.

В своем комплексе специалисты компании объединили лидар и стереокамеры. Таким образом они объединили точность позиционирования от первой технологии и способность противостоять внешним шумам и помехам — от второй. Проще говоря, робот, «смотрящий» с помощью лидара, не «споткнется» о случайную точку, потому что камеры подскажут ему, что это, например, обычная муха.

Эдуард Тихонов, продакт-менеджер «ЕМ ГРУПП», рассказал об объединении навигационных систем ГНСС и ГЛОНАСС с дополнительными датчиками, которые позволяют существенно повысить качество позиционирования.  Речь идет, в частности, о гироскопах и акселерометрах. Сегодня такие системы достаточно компактны. Они, в частности, позволяют роботам точнее определять свое положение не только на плоскости, но и в трехмерном пространстве. С этой же целью ГНСС может быть объединена с лидаром.

О наземном и бортовом навигационном оборудовании для беспилотников рассказал Андрей Солеев, руководитель центра разработки ООО «Группа компаний «Тихие крылья». Артем Семкин, директор ООО НПК «ТЕСАРТ», представил доклад на тему «Разработка и производство безредукторных приводов для автоматизации антенных измерений. Продукция и ее возможное применение в смежных областях». Эдуард Литвиненко, ведущий инженер АО «Зеленоградский нанотехнологический центр», рассказал о роли магнитных датчиков и их применении в робототехнике.

18.04.2024
Аркадий Гончаров
Фото: Михаил Туляков

Мы рекомендуем: