Армия без человека: обзор главного военно-технического форума России

Война видоизменяется постоянно. Вооружения и средства защиты становятся все совершеннее и эффективнее. Бал на поле боя сегодня правят беспилотники и различные робототехнические комплексы. Эти системы стали «гвоздями» программы десятого международного военно-технического форума «Армия–2024».

В 2024 году форум прошел в закрытом формате. Рядовому зрителю попасть на самую масштабную выставку было очень трудно — «Армия» открыла свои двери в первую очередь для военных и технических специалистов.

Существенно сократилось и количество мероприятий. Так, например, не было показательных выступлений техники на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка. Меньше стала и площадь выставки. Но это не повлияло на количество экспонатов. Как и в 2023 году, экспозицию составили около 28 тысяч образцов продукции военного и двойного назначения.

Всего в «Армии–2024» приняли участие порядка 1,5 тысячи российских и зарубежных компаний. Они показали самые разные технологические решения, главными из которых, пожалуй, можно назвать связанные с роботизацией и беспилотными системами.

Стальная мощь

Для чего на поле боя нужны роботы? В первую очередь, чтобы без риска человеческих потерь наносить удары по противнику. Вторая функция — не просто защитить, но и спасти жизнь человека. Робототехнические комплексы могут вывозить раненых буквально под огнем неприятеля.

Одним из самых больших и заметных роботов на выставке стала самоходная артиллерийская установка (САУ) «Клевер». Машина была разработана главным ракетно-артиллерийским управлением Минобороны РФ (ГРАУ).

Подробностей о разработке немного. Известно, что 122-мм гаубицу Д-30 установили на шасси МТС-15, снабдили автоматом заряжания на четыре выстрела и возможностью работать не менее чем в 500 метрах от оператора. Управляется установка с помощью пульта радиоуправления. «Клевер» может преодолеть до 400 км на скорости до 12 км/ч.


Другой тяжеловес — беспилотный многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). Вариация, созданная татарстанским «Ремдизелем», получила обозначение МГТ-ЛБ («Изделие 6448»). Машиной можно управлять как дистанционно, так и из «классической» кабины управления.

Робот может использоваться для транспортировки десанта, грузов и артиллерийских систем в сложных условиях, включая горную местность. По разным данным, он весит от 12,5 до 16,5 тонны, может перевозить до 2,5 тонны груза на борту и прицеп массой до 7 тонн.

Неожиданностью стала новая разработка корпорации «Ростех» — роботизированная боевая машина пехоты БМП-3. Робот может действовать автономно или под управлением оператора. Последний видит поле боя вокруг машины с помощью боевого модуля «Синица», который впервые показали на «Армии–2022».

Модуль оснащен 100-мм нарезной пушкой 2А70, 8 ПТУР, 30-мм автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ 7.62-мм.

Легкие и универсальные

С учетом опыта СВО российские инженеры начали отдавать предпочтение универсальным решениям, способным как атаковать, так и защищать военнослужащих и гражданских.

Один из примеров таких универсальных машин — гусеничная платформа «Каракал» от «Ростеха». Ее универсальность заключается в возможности оснащения машины разными боевыми модулями. Например, ракетным комплексом для поражения позиций, командных пунктов, живой силы и бронетехники противника. От оператора «Каракал» может удаляться на 2 км, а запас хода составляет 150 км.

Есть у корпорации и более универсальное колесное решение «Депеша». Эта дистанционно управляемая платформа была представлена в вариациях робота-сапера и робота-санитара. Первый способен осуществлять дистанционное минирование, а второй везет на борту носилки для эвакуации раненых. «Депеша» весит 90 кг и может перемещать до 250 кг грузов. Скорость комплекса достигает 40 км/ч.


Кстати, одноименный комплекс, но на гусеничном шасси, показали специалисты Конструкторского бюро приборостроения имени Шипунова. Робот управляется по оптоволоконному проводу, благодаря чему не подвержен воздействию радиопомех.

Другой универсальный аппарат — наземный робототехнический комплекс «Омич-Шмель», созданный Омским автобронетанковым инженерным институтом. Робот на гусеничном ходу управляется с помощью пульта. Он может оснащаться самыми разными боевыми модулями, а также перевозить грузы и раненых.

Отдельное место среди роботизированных комплексов заняла разработка ООО «Прикладная робототехника» — робот-паук. Причем буквально: машина оснащена четырьмя роботизированными ногами, которые, судя по всему, могут трансформироваться в колесную базу.

Робот «выбирает» способ перемещения в зависимости от рельефа местности. Устройство, логично названное «Паук», перевозит груз массой до 50 кг и стреляет из двух ПКТМ 7,62 мм.

Крылья из стали

Главным участником боевых действий в новом десятилетии остаются авиационные беспилотники. В первую очередь барражирующие боеприпасы, среди которых знаменитый «Ланцет» и его более крупный брат «Изделие 51-Э», разработанные компанией ZALA Aero. «Ланцеты» могут использоваться как для нападения, так и для разведки. Они могут летать на расстояния от 40 до 70 км со скоростью свыше 90 км/ч. Аппараты отличаются высокой защитой от помех и низкой заметностью.

Одна из ключевых целей разработчиков — внедрение искусственного интеллекта, который будет управлять барражирующим боеприпасом на конечном участке полета.

«Ланцеты» показали себя с лучшей стороны в ходе СВО. Другой дрон, принявший участие в боевых действиях, — летающий разведчик Supercam S350 от ГК «Беспилотные системы». Новое поколение этих устройств безопаснее для оператора с точки зрения возможности его обнаружения. Supercam S350 можно интегрировать в различные контуры управления разведкой и огневым поражением.


Были на выставке и настоящие гиганты неба. Например, С-76 от Объединенной авиастроительной корпорации. Система может доставлять грузы массой до 300 кг на расстояние до 500 км. Ключевая особенность беспилотника — возможность вертикального взлета с неподготовленных для этого площадок. Высота полета машины до 4 тысяч км, а скорость — 180 км/ч.

Но С-76 ориентирован в первую очередь на гражданское применение. Боевого «монстра» показало АО «Кронштадт». Правда, пока только полноразмерный макет.

Речь идет о перспективном тяжелом беспилотнике «Гром». В «железе» эта машина будет настоящим оружием будущего. Под 10-метровыми крыльями расположены две точки подвески вооружения, еще две — под фюзеляжем дрона. «Гром» может перевозить до 2 тонн полезной нагрузки, развивать скорость до 1000 км/ч и лететь на высоте до 12 км.

Вооружить машину можно управляемыми ракетами Х-38 класса «воздух–поверхность», 500-килограммовыми авиационными бомбами или корректируемыми КАБ-500. При этом «Гром» может не только наносить удары сам, но и управлять роем из 10 ударных дронов «Молния», которые будут стартовать с другого летательного аппарата.

По задумке разработчиков, аппарат будет действовать в связке с истребителями типа Су-35 и Су-57. Он должен лететь впереди группы и провоцировать противника открыть огонь. После этого ПВО неприятеля будут атакованы «Молниями», «Гром» отходит обратно и открывает дорогу истребителям.

Отдельно стоит отметить платформу воздушного старта «Астра» от АО «ЭНИКС». Она предназначена для обеспечения боевой подготовки войск и отработки средств ПВО. «Астра» имитирует поведение беспилотников, барражирующих боеприпасов, крылатых ракет, а также частично самолетов и вертолетов.

Контрудар с земли

Не менее широкая часть экспозиции «Армии–2024» — системы противодействия летающим беспилотникам. В частности, способные защитить от удара конкретного бойца. Например, носимая система обнаружения и подавления FPV-дронов «Сурикат», представленная «Росэлектроникой». Устройство размещается на экипировке солдата и видит дроны на расстоянии до 1 км, после чего эффективно подавляет их радиосигналы, выводя беспилотники из строя.

Привезли специалисты холдинга и более мощную и, соответственно, тяжелую систему радиоподавления дронов «Серп-ВС6Д». Она может противостоять даже рою беспилотников.

«Серп-ВС6Д» обнаруживает и подавляет БПЛА в диапазонах 400 МГц, 900 МГц, 2400 МГц, 5200 МГц, 5800 МГц. Алгоритмы цифровой обработки системы обнаружения позволяют уверенно определить наличие дронов в охраняемой зоне, минимизируя вероятность пропуска или ложного срабатывания.

По словам производителей, устройство уже доказало эффективность в реальных условиях.


Если дрон нельзя заглушить, его нужно уничтожить старыми «добрыми» способами. Например, с помощью нового зенитного ракетного комплекса «Панцирь-СМД». На выставке его показали в экспортном варианте. ЗРК может стрелять стандартными зенитными ракетами и новыми малогабаритными ракетами ближнего перехвата. Их можно комбинировать в произвольном порядке.

Кроме того, на форуме показали огромное количество модификаций противодронных решеток, различные пулеметные и ракетные модули для противодействия беспилотникам, модернизированные средства ПВО и дронов-перехватчиков.

Народные тропы

Одной из особенностей «Армии–2024» стала масштабная выставка продукции так называемого «народного» ОПК. Свыше 100 компаний продемонстрировали 250 экспонатов, которые разместили в двух ангарах и на открытой площадке.

Среди их разработок многочисленные легкие и тяжелые дроны, роботизированные комплексы и целые автомобили, которые можно использовать в интересах Минобороны РФ. Например, гусеничная платформа «Варан», необходимая для штурма, решения инженерных задач и доставки грузов массой до 200 кг.

Также народные умельцы показали дрон «Овод», который можно подготовить к применению всего за полторы минуты, и тяжелый беспилотник, способный нести на борту ФАБ-250. Его народное название «Кощей», а создатели именуют аппарат скромнее — «Мотылек».

Дрон, по словам разработчиков, претендует на то, чтобы считаться самым износостойким в России. В частности, благодаря двигателю винтов, в основе которого лежит первое в мире асинхронное мотор-колесо 318-го габарита. Специальная технология совмещенных обмоток «Славянка» позволяет двигателю потреблять на 40% меньше электроэнергии, чем аналоги.

Среди классических машин, представленных в секторе «народного» ОПК, можно выделить автовездеход «Алабай», предназначенный для эвакуации раненых. Он может перевозить до 300 кг груза, оснащен двумя носилками. Машина отличается повышенной проходимостью благодаря компоновке типа багги, а также развивает скорость до 140 км/ч.


По словам разработчиков, «Алабай» уже принимал участие в эвакуации раненых в условиях реального боя.

Другой экспонат — электрический мотоцикл, который используется для штурмов опорных пунктов. Он бесшумный, благодаря чему позволяет тихо «подкрадываться» к неприятелю. Уже более 30 таких мотоциклов были поставлены в зону СВО.

Одной из самых интересных новинок стал экзоскелет. Создатели отмечают, что устройство снижает нагрузку на человека на 34%, увеличивает эффективность военнослужащего на 20%.

Консорциум робототехники

Особенный интерес для посетителей форума «Армия–2024» представлял коллективный стенд Консорциума робототехники и систем интеллектуального управления. Ключевое место на нем заняли компоненты — то, без чего описанные выше устройства просто не могут существовать.

НПО «Андроидная техника» показало серию высокомоментных электродвигателей с постоянными магнитами в корпусном и бескорпусном исполнении. За счет компактных размеров и высокой мощности их можно установить в изделия различного назначения. Двигатели предназначены в том числе и для работы в агрессивных средах, включая радиационные поля.

Кроме того, компания привезла аксиальные бесколлекторные электродвигатели с постоянными магнитами для применения в электротранспорте, беспилотной технике, колесных и гусеничных робототехнических комплексах.

Решения устойчивы к термическим ударам от –60 до +170 °С, отличаются высокой точностью позиционирования. Они успешно прошли испытания в космосе в составе робототехнического комплекса FEDOR.

Широкий выбор компонентов продемонстрировала компания «ИнноДрайв». Среди них линейка российских интегрированных высокоточных сервоприводов ХАРЗА, применяемых для высокоточного позиционирования.

Устройства отличаются высокой степенью надежности. Разработчики отмечают, что линейка была разработана для создания унифицированных решений с высокой степенью готовности к производству, гибкой системой компоновки и адаптации к задачам.


Одна из ключевых особенностей линейки — модульность конструкции. Она подразумевает гибкую адаптацию стандартных моделей под запрос заказчика с минимальными конструкторскими доработками.

«ИнноДрайв» также показал сервоприводы в плоском исполнении. Сервоприводы представляют собой высокоинтегрированную конструкцию с минимальной осевой длиной, где в корпусе объединены плоский двигатель, волновой редуктор и датчик обратной связи.

Кроме того, среди экспонатов компании линейка компактных сервоприводов ГРИЗОН, отличающихся классической компоновкой, включающей коллекторный или бесколлекторный двигатель, планетарный редуктор, датчик обратной связи и тормозную муфту, а также российские компактные сервоконтроллеры СОЛОНГОЙ. Они обладают высокими удельными характеристиками и призваны обеспечить замену зарубежных решений.

Многочисленные чипы и микросхемы представило АО «НИИМА «Прогресс». Например, навигационный приемник ПРО-04М, который предназначен для вычисления текущих координат и скорости объекта в реальном времени в автономном и дифференциальных режимах, формирования секундной метки времени и обмена информацией с внешней аппаратурой с использованием интерфейсов RS232.

Другой экспонат — модуль ПН6280, разработанный для работы в 3G-сетях UMTS/HSDPA/HSUPA90/2100 и полностью совместимый с традиционными 2G GSM/GPRS/EDGE.

Микросхема ПР4502 — передовая разработка «НИИМА «Прогресс». Это технология мониторинга и ограничения скоростного режима для электрических средств индивидуальной мобильности. Система позволяет определить местонахождение самоката и автоматически ограничивает скорость его движения.

Другие решения компании — аппаратный комплекс для навигации внутри помещений с точностью менее 1 метра, в основе которой лежит принцип измерения расстояния от устройства до ближайших роутеров, и комплексированная навигационная связная система. Ключевая особенность последней — бесшовная навигация благодаря обработке сигналов общепринятых навигационных систем, локальных систем и indoor-навигации. Она способна эффективно работать даже в условиях спутниковых помех. Кроме того, на стенде можно было увидеть геодезический комплекс ПРО-ГЕО для высокоточной геодезической съемки.

ООО «Омега» показала гостям форума ПАК Redfab — цифровое производство нового поколения, которое выпускает тысячи изделий в месяц из пластмасс и композитов. ПАК Redfab состоит из отечественного оборудования 3D-печати (Redfab), собственного ПО управления производством (MES + PRM + MaaS + PoD Redfab) и техпроцесса производства качественных изделий.

«Аргус-М» — многоцелевой комплекс от «Омеги», включающий в себя беспилотник со сменной полезной нагрузкой, который связан с оператором кабелем. Для смотки и размотки кабеля разработана специальная автоматическая катушка.

Целый ряд систем для обнаружения и борьбы с БПЛА можно было увидеть в экспозиции ООО «Водопад». Компания показала ручной комплекс борьбы с дронами «Палтус-FPV», предназначенный для пресечения использования бытовых БАС с помощью прицельной постановки помех. Изделие можно использовать как носимое.


Две другие системы — «Сова-2/FPV» и «Привал» — нужны для обнаружения дронов. Они находят аппараты по радиосигналам, сообщают об этом пользователю, а также предоставляют краткую справку об обнаруженном устройстве.

Первый в мире обнаружитель БПЛА с искусственным интеллектом «Алиссум» представило ООО «Квадрокод». Устройство отличается компактным корпусом, возможностью соединения с устройствами на базе ОС Android. ИИ нужен для того, чтобы максимально точно определить тип обнаруженного беспилотника.

«Алиссум» работает на частотах диапазоном от 2350 до 2550, 4800 до 5460 и 5470 до 6100 МГц. При полной зарядке он может «жить» до 40 часов, способен отфильтровывать импульсные помехи и узкополосные сигналы.

Среди экспонатов АО «АИСА ИТ-Сервис» были умные часы — передовая платформа для создания защищенных носимых компьютеров. Устройство отличается помехоустойчивой системой связи, системами мониторинга жизнедеятельности и навигации. Также компания представила мобильную нейровидеокамеру для автоматизированного наблюдения и анализа видеопотока, способную работать в полностью автономном режиме, аппаратно-программный комплекс обработки сигналов и изображений с применением технологии искусственного интеллекта и собственную операционную систему АИ ОС, разработанную с акцентом на безопасность, удобство и высокую доступность.

Война без человека

Многочисленные новинки, показанные на форуме «Армия–2024», демонстрируют уровень развития не только военной, но и гражданской техники России. Ведь большинство как минимум базовых, компонентных решений применимы не только на поле боя.


Война видоизменяется постоянно. И меняет весь мир вокруг себя. Технологические решения российских разработчиков дают надежду на то, что хотя бы отчасти эти изменения к лучшему.

27.08.2024
Аркадий Гончаров
Фото: Аркадий Гончаров, Leonardo AI

Мы рекомендуем:

Экология и безопасность: как роботы меняют нефтегазовую отрасль

Экология и безопасность: как роботы меняют нефтегазовую отрасль